Во вторник, 15 июня, городская дума и мэрия собрали жителей в кинотеатре имени Пушкина, чтобы обсудить, как будут развивать Челябинск до 2035 года. На слушаниях документа аншлага не случилось. Зато было много пространных речей со стороны чиновников и не меньше хвалебных отзывов со стороны приглашенных (не простых горожан, а представителей предприятий, общественной палаты, учебных заведений). Правда, не обошлось и без ложки дегтя. Выслушав несколько сухих докладов, руководитель проектов развития ЮУрГУ Игорь Савельев, участвовавший в создании стратегии развития Екатеринбурга, раскритиковал подход челябинских властей, начиная с того, что они написали в документе, заканчивая организацией сегодняшнего мероприятия. «Партийный» стол с красной бархатной скатертью, рассаженные за дверью горожане, повышение тона в ответ на неудобные вопросы и усиленная охрана мэра — в репортаже с публичных обсуждений «Стратегии-2035 Челябинска».
Кинотеатр имени Пушкина носит сейчас официальное название центра искусств «Театр + кино». Ну а как известно, театр начинается с вешалки. В нашем случае — с приветствия участников публичных обсуждений. Каждый зарегистрировавшийся мог получить материалы, в которых рассказывается о стратегии. Презентационные ксерокопии больше напоминали о начале 2000-х, чем о 2035-м.
Председатель городской думы Андрей Шмидт заявил, что при разработке «Стратегии-2035» учитывали лучший мировой и отечественный опыт, результаты аналитических исследований, экспертных оценок и мнений, социологических и интернет-опросов. Документ, по словам Шмидта, создавали более 2500 экспертов и около 6000 человек принимали участие в опросах и исследованиях. Жалко только, что по раздаточным материалам этого не скажешь.
А между тем к трибуне вышла глава города Наталья Котова. Она напомнила, что первая стратегия Челябинска была принята в 1997 году, нынешняя — уже пятая по счету.
— Для соблюдения принципа единства и целостности документов «Стратегия Челябинска-2035» обеспечивает преемственность с предыдущей «Стратегией-2020» и увязана с областной стратегией социально-экономического развития, — начала свое выступление мэр. — В проекте стратегии вместе с экспертами была сформулирована цель развития: Челябинск — город технологических инноваций, удобный для работы, жизни, отдыха и привлекательный для гостей и инвесторов. У Челябинска есть все предпосылки, собственные резервы для дальнейшего развития, которые необходимо максимально задействовать, — это накопленный промышленный, кадровый, научно-образовательный, инновационный потенциал. Стратегические приоритеты и направления социально-экономического развития сконцентрированы в наиболее значимых сферах городского развития и прямо или опосредованно работают на реализацию стратегии региона.
А далее по очереди заместители главы города и главный архитектор Челябинска рассказали о направлениях, на которых они сосредоточатся в своей работе до 2035 года. Правда, многое из заявленного носило резолютивный характер, без какой-либо конкретики. Три самых часто употребляемых слова в их докладах — инновации, цифровизация, хабы. Было даже что-то вроде «трансформации в рамках 4-й промышленной революции» и «переход на инновационные рельсы». Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.
Когда доклады закончились, на сцену по одному приглашали представителей предприятий, сферы здравоохранения, вузов и общественников. Многие из них давали положительную оценку проделанной властями работе, а потом углублялись в рассказ про себя. На такой формат обсуждения, хотя таковым его сложно назвать, скорее, двусторонний пиар, не пожалели двух часов.
До простых жителей дошли в последнюю очередь, при этом вопросы из зала предлагалось задавать только в письменном виде. Когда эко-активистка Надежда Вертяховская попыталась устно вступить в диалог и обозначить проблему отсутствия в городе научного центра, Наталья Котова ее выслушала, но от обсуждения отказалась. Мэр лишь заметила, что в Челябинске также нет аквапарка, концертного зала и других нужных объектов. Вертяховская не сдавалась и попыталась аргументировать важность вопроса, тогда Котова повысила голос и оборвала речь жительницы.
Самым взвешенным показалось выступление руководителя проектов развития ЮУрГУ Игоря Савельева. Выслушав значительную часть выступлений, он не согласился с чиновниками и депутатами — в документе местами хаос, а то, как общаются с челябинцами, недопустимо. Сотрудник вуза высказал пять замечаний и пять предложений.
— Первое [замечание] — это по времени, по горизонту планирования, — сказал руководитель проектов развития ЮУрГУ. — Мы сейчас делаем передовую программу развития университета и понимаем, что дальше 2027 года, вот если честно, мы ситуацию не видим. И с точки зрения климата, и с точки зрения чрезвычайных ситуаций, с точки зрения экономики, пандемии — всех современных угроз. Поэтому мы тщательно прорабатываем стратегию поэтапно — 1-й этап до 2024 года, потом — до 2027-го и с перспективой до 30-го года, но с трудом. И в этом смысле я предложил бы здесь вести себя так же честно и, собственно говоря, писать, что это стратегия развития до 2030 года с перспективой до 2035 года.
Почему еще не нужно брать такой большой срок, Игорь Савельев объяснил на примере нашего города-соседа.
— В свое время, в 1999 году, я был одним из организаторов в команде, которая запускала разработку и запуск создания стратегии развития Екатеринбурга на 20 лет. Ситуация сложилась так, что практически все эти проекты были выполнены к 2012 году, а потом началось такое барахтанье, что некоторые ведущие бизнесмены города начали говорить, что у нас стратегии развития сейчас и нет, — рассказал Савельев. — То есть ее до 2012 года делали и делали быстро, сосредоточенно и четко, а потом, когда сделали 80 процентов, ее нужно было пересмотреть, но этого не произошло. Поэтому на 10 лет планировать — это разумно, с перспективой на 5 лет. Но вряд ли нужно это делать до 35-го года, потому что будет несерьезно и нечестно.
При этом, по словам сотрудника вуза, в челябинской «Стратегии-2035» он вообще не заметил цели и снова вернулся к опыту Екатеринбурга.
— В Екатеринбурге в 1999 году в стратегическом плане была заявлена одна простая конкретная цель. Мы отвечали на вопрос, что нужно сделать до 2020 года, чтобы к этому времени Екатеринбург ушел с уровня конкуренции с региональными городами и начал конкурировать по качественным показателям с Питером и Москвой, — отметил он. — Мы отвечали на вопрос, что нужно сделать, чтобы Екатеринбург стал столичным городом и претендовал на звание столицы большого Урала? Обратите внимание, что в этой идее сосредоточено три ключевых момента. Мы говорили, что мы уходим с уровня конкуренции с городами-миллионниками (здесь количественные показатели), дальше мы говорили, что мы претендуем на то, чтобы город формировался как столица большого Урала (пространственные вещи), и говорили о том, что город должен стать столичным. И если такой цели четко прописанной в стратегии не будет, то, собственно говоря, непонятно, чем мы вообще занимаемся. Кроме того, если будет цель, мы уберем хаос и путаницу, которые сейчас во всей второй главе. Обратите внимание, что там заявлено 6 перспективных сегментов, 2 стратегических фокуса, 4 стратегических приоритета и 11 направлений.
В Екатеринбурге же после обозначенной цели были перечислены вполне конкретные 8 проектов: реконструкция аэропорта Кольцово; трансформация крупнейшей в Европе сортировочной станции — вынос ее за пределы города; формирование крупнейшего логистического центра, через который проходит 25 процентов перевозимых по стране грузов; формирование выставочного центра; формирование деловой части города, большой университет, серый пояс (вынос заводов за пределы города) и формирование производств, связанных с тарой и упаковкой, логистикой.
— Обратите внимание на одну важную вещь, когда Екатеринбург говорит, что он формируется как столичный город, он убирает производства за свою черту. Заявляется, что город формируется как административно-политический, банковско-финансовый, выставочно-коммуникационный и как научно-образовательный, — говорит Игорь Савельев. — В 2017 году там отчитались, что производства вывели [за серый пояс]. Я это к тому, что если цели у нас сейчас нет, а на словах мы проговариваем, что традиционно формировались как индустриальная площадка и нужно развивать индустрию, первый стратегический приоритет у нас — индустриальная трансформация. Понятно, что будет с городом в 2035 году. Он будет таким по статусу, по возможностям, по содержанию. Он будет таким же промышленным центром, как сейчас. Только чуть-чуть получше. Надо убрать хаос, перечислить базовые проекты.
По словам Савельева, гордума должна отвечать за наличие, разработку и контроль исполнения стратегии. А администрация — за ее реализацию.
— Это означает, что городская администрация получает разработанную стратегию и дальше на ее основании пишет план работ на год, на три года и защищает этот план работ перед городской думой, — считает руководитель проектов развития ЮУрГУ. — А если план работ на ближайшие три года не соответствует стратегии, то дума может завернуть его и попросить доработать. Сейчас получается так: один и тот же орган — городская администрация, сама себе разрабатывает стратегию, сама под нее пишет планы работ, сама их реализует, как может, а потом сама перед собой отчитывается. И поскольку депутаты тут ни за что не отвечают, это похоже на игру в наперстки (тут Савельев показал руками жесты наперсточника), хопа-хопа — и горожане сидят, ничего не понимают, что происходит. Сегодня прозвучало, что было четыре стратегии, эта — пятая. Ну я так скажу, что было четыре стратегии, а город, как был в 90-х городом с остановленным развитием, так и остался таковым в 2020-м. Это означает, что стратегий не было.
Кроме того, Игорь Савельев раскритиковал саму форму сегодняшнего обсуждения стратегии.
— Заслушивать стратегию вот в такой форме организации пространства, когда есть возвышение, на возвышении сидит часть людей, есть слушающие, они сидят там, — Савельев указал рукой на зал. — Есть очень четко дозируемая система коммуникации — когда одним можно [говорить], другим — нельзя выступить, только на бумажках писать. Этого не должно быть. Потому что в том же Екатеринбурге всё получилось благодаря одной вещи. На протяжении 18 месяцев в городе был запущен проект «Городская дискуссионная трибуна». Каждый месяц объявлялась одна ключевая тема, открывался зал, ее обсуждали в СМИ, на ряде мероприятий, которые устраивала городская дума для всех желающих. Все самые интересные вещи по этой проблеме отжимались. Дальше открывался зал в конце месяца и объявлялось, что в этом зале в такое-то время по этой теме будет дискуссионная трибуна. В зале стояли два микрофона в проходах и на сцене еще два. И задача ведущего — он сидел не за столом с президиумом, а на кресле возле маленького журнального столика — провести мероприятие так, чтобы в зале говорили все, кто хочет, и выходили на сцену все, кто хочет. При этом говорили только на эту тему. Это просто мастерство модерации. В зале до 1000 человек сидели. Я предлагаю стратегию в целом принять, она хороша как заготовка. В июле надо написать цель и перспективные сегменты, а до конца года прописать все базовые проекты развития. Начинать надо с сегодняшнего дня, прям чтобы через неделю Андрей Владимирович [Шмидт, председатель городской думы] с Натальей Петровной [Котовой, главой Челябинска] брали помещение, приглашали всех и начинали диалог по формулировке цели.
Учтут замечания представителя университета или нет — пока неясно. Всё время, пока шло обсуждение, в зале дежурили бойцы охраны с нашивкой «ГБР» (группа быстрого реагирования), а когда мероприятие закончилось и мэр вместе со спикером гордумы спустились к журналистам на пресс-подход, сотрудники ЧОПа проследовали за ними. Власть оказалась не готова моментально стать открытой.
Планируется, что на следующей неделе проект стратегии депутаты обсудят на комиссиях городской думы, а 29 июня документ будет вынесен на заседание.