Уже сейчас есть разные интернет-инструменты, чтобы быстро и недорого сделать дизайн-проект для своей квартиры. Их окрестили «Uber для интерьера». А что? Вполне современно — достаточно выбрать несколько картинок, которые нравятся, и сервис сделает сразу несколько вариантов на выбор, вдобавок даст ссылки, какую мебель и декор где купить. Пользуются ими пока немногие, но в будущем они станут убийцами дизайнеров, считает архитектор Петр Стебельский. Приводим его мнение от первого лица.
Профессия дизайнера интерьера и архитектора скоро исчезнет. На это понадобится максимум лет 10, ну или она утратит современный вид, особенно в сфере работы с частными клиентами среднего класса (по меркам отрасли, а не президента). В данный момент огромными темпами развиваются сферы онлайн-сервисов индивидуального характера, всюду внедряется искусственный интеллект, и сфера дизайна не будет исключением. Уже сейчас каждый второй клиент приходит с подборками примеров с Pinterest (сервис, используемый пользователями для поиска идей, таких как рецепты, вдохновение для дома и стиля. — Прим. ред.), остается наложить на планировку, нажать кнопку и получить проект.
У моих коллег уже проскочила мысль: «Креатив не заменит никакая машина — дизайн вечен!» Отвечу сразу: когда вы видели в ленте что-то прям эксклюзивное? Неужели компьютер не сможет завести рейки со стен на потолок? В общем 95% дизайна — это вариации на тему, которые реально оцифровать. Наложить на всё это рабочую документацию в виде плана электрики и водопроводных труб вообще несложно. Даже если ценой станет несколько ошибок в количестве розеток, нестрашно: просто поставите три звезды в приложении, и разработчики его усовершенствуют.
Вспомните, как ловко «Алиса» (голосовой помощник, который распознает естественную речь, имитирует живой диалог, дает ответы на вопросы пользователя и решает прикладные задачи. — Прим. ред.) подбирает треки по вашим предпочтениям, под 9 из 10 начинаешь пританцовывать, тебе вкатывает, тебе хорошо. Скажете, что могло быть еще лучше, но насколько? Ведь и так весело, а что еще надо?! Так же и с интерьерами. «Алиса» сделает из дизайнеров консьержей. Я еще пойму довод «ничто не заменит живого общения», приверженцы этого метода продержатся чуть дольше, но даже общительные клиенты рано или поздно будут считать деньги, заказывать дизайн в интернете, а с дизайнером — просто дружить.
Еще один наступающий тренд, который способствует изменению этого рынка, — рациональное потребление. Сокращение площади квартир, упрощение ремонта и отделки, а также комплексный сервис от представителей рынка мебели, хозтоваров и девелопмента. Например, чтобы иметь дома мебель от знаменитого дизайнера, необязательно покупать что-то в Италии, просто купите в IKEA, там всё разрабатывается великими мастерами. Чтобы выпить кофе стильно, необязательно ехать в Starbucks, это уже сейчас можно делать на заправках. Благодаря бешеным оборотам лидеры рынка способны создавать коллаборации с лучшими персонами и давать это в виде сервиса. Всё это зашивается в прибыль, и готов маркетинг, а главное, это будет в сегментах «комфорт» и «начальный бизнес», где находится 80% денег строительной отрасли.
Кто-то снова возразит: «Но планировки! Планировки — это наше всё!» (я как раз из таких). Это вообще самое простое — набор приемов, которые формируют пространство, при этом присутствующий креатив просто идет в базу знаний, а при стандартизации жилья унифицируются и приемы. И какая разница, что у соседа так же, ведь главное — у меня хорошо. Все мы ездим на одинаковых машинах, и ничего. Несколько лет назад я прощупывал тему сервиса перепланировок, и это оказалось успешно, пошли обращения, но я не готов был это масштабировать, да и сейчас не готов. Нужны миллионы инвестиций. И если бы у меня сейчас было несколько миллионов долларов в распоряжении, то я бы сократил срок перехода на дизайн с искусственным интеллектом года на 2–3.
Согласны с автором?