Челябинск, проспект Ленина. У торгового комплекса «Алое Поле» молодой человек с громкоговорителем зазывает покупателей за брендовой верхней одеждой. Заинтересованным обещает скидки — по 50–70% и даже больше:
— Количество товара ограничено! Действуют дополнительные скидки для студентов и пенсионеров.
«…товар возили из Европы…»
Перед входом — гигантские гирлянды из шаров и кричащие баннеры. Долго искать сам магазинчик внутри тоже не приходится. «Мировые бренды» продают в небольшом закутке возле лестницы.
Зайти решаем поначалу под видом клиентов. Три длинных рейла с одеждой занимают почти всё пространство. На вешалках — плащи, куртки, дубленки. Над ними — флаги европейских стран. Ценников обнаружить нам не удается, и на помощь приходит консультант.
— Десять тысяч, — называет он стоимость косухи.
А на вопрос о том, натуральная ли кожа у куртки, отвечает встречным вопросом:
— Вы разбираетесь?
— Ее советуют поджигать, но мы же не будем делать этого в магазине, — отвечаем мы.
— Сейчас подожжем, — заявляет консультант и действительно достает зажигалку.
— Он любит такое делать, — равнодушно замечает девушка-консультант.
Большинство вещей выглядит, мягко говоря, несовременно. Похожи скорее на китайский ширпотреб, чем на европейскую одежду. Лейблы абсолютно незнакомы.
— Это немецкий бренд, а это финский, — уверяет консультант.
Чтобы пробудить интерес, он начинает говорить о скидках и поторапливать, ведь времени на принятие решения почти нет.
— Куртка стоит 12 тысяч, но вам отдадим за 10. Дубленка раньше 40 тысяч стоила, сейчас 19 900, — убеждает консультант. — Мы сегодня последний день. Раньше товар возили из Европы в Москву, а сейчас всё — магазин закрывается.
Закрытие, по легенде, связано с пандемией коронавируса.
— Долги по аренде, кредиты были у фирмы, — объясняет консультант. — Товар сейчас продается по закупочной цене, с минимальной наценкой, чтобы просто аренду оплатить.
Брать предлагает сразу несколько вещей, ведь когда еще будет такой шанс.
— Гарантии в этом магазине нет, но есть возврат. У нас много людей без примерки берут, потому что цены адекватные. На подарок берут, — включается в разговор второй молодой человек. — Померили — не подошло, в течение двух недель можете принести, просто денежки вернем.
Заявления о возврате, конечно, противоречат легенде о последнем дне работы и ускользающем шансе купить брендовые вещи только сейчас, прямо на месте. Но продавцов такие нестыковки не смущают.
— Мы остаемся здесь, но будет обувь, — убеждает консультант. — А этот весь товар, который не распродался, уходит в другой магазин.
— А в какой магазин? — уточняем мы.
— В «Лапландию», — выдает молодой человек заготовленный ответ. — Но там продавать будут по старым (и высоким) ценам.
— А вы с ними одна сеть?
— Там у генеральных [директоров] договоренности какие-то, — невозмутимо объясняет консультант. — Мы не можем наценку поднять, потому что это всё идет на уплату налогов, а они могут.
«Лапландия», к слову, находится буквально в 150 метрах от торгового центра. И там ни о каких договоренностях по передаче товара, конечно, не слышали. Да и ассортимент совершенно другой.
— Это какая-то махинация, мы никак не связаны с той одеждой, — предупреждают консультанты премиального бренда.
Соседи жалуются на шум
Другие арендаторы торгового комплекса, где разместились «бренды», признают — таких шумных соседей раньше здесь не было. Обычно закуток арендуют торговцы обувью и ивановским текстилем, а они ведут себя значительно тише.
— Там, где они стоят, арендаторы постоянно меняются, — говорят сотрудники соседних отделов. — Эти ребята заехали около недели назад. Первый раз они тут, раньше не заезжали. Они молодые, кипежные.
Обходительность торговцев «брендами», к слову, испаряется мгновенно при виде фотокамеры. Как по команде, молодые люди гасят свет в отделе, закрывают двери, собираются все вместе и живым щитом прикрывают товар. Чувствуется, что действия на такой случай у них отработаны не раз.
— Я вас сразу раскусил, девчонки, — заявляет консультант. — Вам бы взять уроки актерского мастерства. Я сам актер, знаю, о чем говорю.
В отделе аренды торгового комплекса рассказывают: продавцы верхней одежды заехали в помещение ненадолго. Аренду оформили на месяц, но ассортимент обещали периодически менять. Правда, к слишком громким и активным клиентам у ТК тоже возникли вопросы. Ни установку баннеров, ни гирлянды из шаров, ни объявления из громкоговорителя при оформлении договора арендаторы не согласовывали.
— Сказали им, что так нельзя себя вести. Когда подписываем договор с арендатором, мы же не знаем, какие они, — признается сотрудница торгового комплекса. — Потом уже, когда приезжают, по факту смотрим.
Успели сменить несколько точек
«Алое Поле» — не первая точка размещения «брендовых» гастролеров в Челябинске. Неделей ранее на шум от распродажи жаловались жители Кировки.
— Молодые люди самовольно развесили шарики на столбах освещения и деревьях, установили передвижной баннер, поставили усилитель с громкой музыкой, преграждают дорогу прохожим и зазывают на свою распродажу, — сообщил наш читатель Иван. — Шум от музыки намного превышает санитарные нормы для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам. Кроме того, после устроителей распродажи остается мусор (лопнувшие шарики и пр.), который ветром разносится по всей Кировке. Сначала устроители распродажи громко кричали в мегафон, а потом и вовсе разместили его на дереве.
На Кировке распродажа тоже шла около недели. До этого шумных торговцев замечали в районе Теплотеха, на улице Гагарина, на Молодогвардейцев.
— Ведут себя как цыгане, всячески привлекают внимание. Развесили шары, на которые тут же среагировал мой ребенок, кричат в громкоговоритель, включают громкую музыку, довольно агрессивно зазывают к себе, — пожаловалась читательница 74.RU Анна. — Выглядит это всё достаточно подозрительно.
А осенью «бренды» распродавались и на проспекте Ленина рядом с «Ритмом».
На одной из предыдущих точек аренды даже осталась записка с данными продавца: «Продавец одежды съехал. Претензии предъявлять по номеру 8 958…» Однако девушка, взявшая трубку, уверяет: в распродажном бизнесе уже не работает — не смогла выдержать интенсивный темп. Ездить-то приходилось по всей стране. Очень быстро выясняется и то, что «гастролями» занимаются несколько компаний. Оформлены они как ИП, позиционируются как брендовая верхняя одежда из Финляндии и других стран Европы, но методы и легенды чуть-чуть отличаются.
— Есть питерские и московские ребята. Я работала с питерскими, — объясняет девушка. — Иногда мы пересекались. Допустим, когда мы в Архангельске были, москвичи работали через дверь от нас. У москвичей абсолютно то же самое, тоже «брендовая» одежда, только ценник раза в три дороже. У них громкоговоритель, стремянка? Мы так не работали. Они более бесшабашные и работают с очень большой накруткой.
Одно из этих ИП нам удалось найти. Прописка у бизнеса, правда, оказалась совсем не столичной — зарегистрировано предприятие изначально было в Чувашии. Выглядит достаточно солидным — есть и сайт, и сертификаты соответствия (в них, правда, указан китайский бренд, а не финский, как заявлено в рекламе). А вот со вторым ИП ситуация оказалась чуть сложнее. Мы бы и рады заглянуть в регистрационные данные гастролеров, но они называть их отказались.
Законна ли схема и как вернуть деньги
Мы спросили в региональном полицейском главке, были ли жалобы на таких продавцов. В МВД сообщили, что заявлений от покупателей к ним не поступало. В таких случаях, объясняет юрист Вячеслав Курилин, вмешаться может скорее антимонопольная служба. И если продаваемый товар не соответствует рекламе, торговцев могут привлечь к ответственности. Что касается возврата, то добиться его можно и в случае отъезда гастролеров, главное, чтобы на руках были чеки.
— Если уехал цирк, ничего не меняется, — говорит Вячеслав Курилин. — Если есть квитанция о покупке, то человек вправе обращаться с претензией в письменном виде и направлять ее по месту регистрации компании. Если претензия не удовлетворяется, то можно обращаться в суд. Суд в данном случае, с учетом закона «О правах потребителей», будет рассматривать заявление по месту жительства человека, потребителя. Госпошлин нет.
Правда, у продавцов есть свои лазейки, и гарантировать возврат денег в случае, если не подошел размер или вы просто передумали, достаточно сложно.
— Вернуть в течение 14 дней можно товар, который не был использован ни разу, — объяснят юрист. — Если ты надел эту вещь в магазине и в ней вышел, то ее вернуть уже нельзя. Бывают такие хитрости в магазинах, когда говорят: «Да вы наденьте, пройдитесь». Человек надевает, а сейчас камеры везде, и по факту это расценивается как использование товара. Тогда вернуть его нельзя. Другое дело, если в товаре будут недостатки какие-то, связанные с качеством. Тогда вернуть, конечно, можно и в большие сроки. Но если не понравился товар, цвет не подошел или размер, то вернуть можно только в течение двух недель и только если вы вещь не надевали, не использовали.