В Челябинске возле жилого дома в Ленинском районе обнаружили рельсы царских времен. Судя по клейму, выпущены они на Демидовском заводе в Нижнем Тагиле в конце XIX века. Находку сделали местные мальчишки и рассказали об этом своим родителям.
— У нас во дворе дома сын с другом увидели, что торчит железяка, раскопали ее, почистили и увидели надпись, — рассказала жительница Ленинского района Светлана. — Торчит этот рельс давно, к нему уже прикладывались. Люди видят, что металл лежит, хотят забрать, с лопаткой приходят, но рельс уходит вглубь, под пень, и вручную его не вытащить. Может быть, он там и не один.
Микрорайон, где сделана находка, построен в 1940-е годы. Раньше его называли поселком Семьстрой.
— Поселок строился пленными немцами. Наш дом — 1947–1949 годов. Может быть, тут делали какие-то подвозы, чтобы кирпичи, шлакоблоки таскать, — предположила Светлана. — Я связалась сейчас с Историческим музеем [Южного Урала], они готовы забрать рельс. Единственное, нужно это правильно оформить.
Краевед, координатор группы градозащитников «Архистраж» Юрий Латышев объяснил: чтобы понять, как рельс попал в жилой сектор, нужно заглянуть в старые карты, например, 1948 года.
— В 1930-е годы было очень мало машин, и чтобы доставлять грузы, делали различные временные пути, — уточнил Юрий Латышев. — В районе ЧТЗ, Металлургического района было многих таких путей, и на картах 1948, 1956 годов эти пути есть. Если говорить про Ленинский район, то там же рядом железная дорога, а рельсы через какое-то время меняют и могли их использовать для каких-то [непрофильных] целей.
— Ленинский район был испещрен узкоколейными железными дорогами во время строительства заводов, которых очень много на территории района. Возможно, рельс остался с 1930–1950 годов, — рассказал заместитель директора Исторического музея Южного Урала Егор Казаков. — А может быть, рельс вообще не имеет отношения к железной дороге, а использовался при строительстве — например, как перекрытие (такое часто бывает) жилого дома либо как поддерживающая опора для какого-нибудь столба, который держал телеграфную, телефонную линию. Надо смотреть на месте, разбираться.
Тот факт, что уже при советской власти использовали демидовские рельсы, абсолютно нормален, заверили в музее.
— Я вам открою секрет: демидовские рельсы лежали на детской железной дороге в парке Гагарина до 2009 года. Больше 120 лет служили, — напомнил Егор Казаков.
Напомним, в мае в центре Челябинска на раскопках рядом с новой набережной археологи обнаружили предметы бронзового века: посуду, монеты и украшения — а также сделали выводы о том, как застраивался город начиная с XVIII века.