Певица Алена Швец покоряет не только сердца подростков, но и топы социальных сетей. В YouTube у девушки сейчас более миллиона подписчиков, в TikTok — 4,7 миллиона. Если вы ее не знаете, то, скорее всего, ею заслушиваются ваши дети. И, если отбросить взрослый скепсис, можно признать: бешеная популярность Швец далеко неслучайна. Алена — яркое воплощение концепции «новой искренности», когда можно легко и честно делиться с подписчиками самым сокровенным: обсуждать несложившиеся отношения, говорить о домашнем насилии, переживать свое взросление и петь о предательствах. Подкупающая своей простотой Алена на днях рассказала на Народной премии 74.RU, сколько зарабатывала на главной пешеходной улице Челябинска — Кировке, когда играла там на гитаре. А перед этим исполнительница дала интервью нашему порталу. Разговор с ней приводим ниже.
— Мы знаем, что ты жила здесь. Что было после того, как ты уехала из Челябинска?
— Я приехала в Санкт-Петербург, мне нужно было успешно сдать ЕГЭ, я готовилась к нему. Параллельно начала записывать свои первые песни уже на профессиональной студии и обзаводилась знакомствами в профессиональной среде — со звукорежиссерами, другими артистами, просто с творческими людьми, дизайнерами. В общем, пыталась как-то войти в петербургское общество и познакомиться с профессионалами.
Алена Швец (настоящее имя — Алена Швецова) — автор и исполнитель песен в стиле пост-бард и инди-поп, гитаристка, клавишница. Родилась 12 марта 2001 года в Златоусте в семье медика и строителя (сейчас ей 21 год). Чуть позже переехала с семьей в Челябинск, где научилась играть на гитаре и начала выступать на улицах. Первые песни Швец выкладывала во «ВКонтакте», популярность ей принес альбом «Когда зацветет сирень», выпущенный в 2018 году. В июле 2021-го стриминговая платформа Spotify объявила, что Швец заняла первое место в топ-10 сольных исполнительниц. Фотография Алены находилась на главном небоскребе Times Square в Нью-Йорке.
— Как ты можешь объяснить, почему к тебе так скоро пришла популярность? Может, у тебя был какой-то особый бизнес-подход или инвестиции?
— Всё получилось очень органично. Инвестиций было минимальное количество: у меня был простенький микрофон, и мне его хватило, чтобы выразить себя через музыку. Но на самом деле у меня не было никакого суперподхода. И признаюсь, мне кажется, что это круто. Всем авторам можно такого пожелать: чтобы у них так быстро и легко всё получилось.
«Люди стали включать мои песни и кайфовать — то ли от слов, то ли от мелодии, то ли от смыслов, то ли от всего этого вместе»
— С каким чувством возвращаешься в Челябинск? Нашла ли ты для себя какое-то место в этой или другой стране, которое ты можешь назвать свои домом?
— Конечно, Челябинск — мой дом, это вообще one love. Я сюда возвращаюсь всегда, что бы ни происходило. Хожу по этим улицам и каждый раз нахожу в них что-то новое, что-то родное. Мои места силы — это улица Кирова, сквер «Алое Поле», где я сидела с подружками, читала книжки, и еще «Родник»: почему-то для меня это самый яркий торговый центр, самый первый, где я побывала, где сходила в кино, купила кофе. И, наверное, еще одно место — моя родная школа № 104, там я провела больше всего времени. У меня есть две лучшие подруги, которые со мной со школы: они относятся ко мне как к обычному человеку, и это очень приятно. Никакие просмотры или популярность для них ничего не значат. И хотя я не особо поддерживаю контакт с одноклассниками, думаю, пришла бы с радостью на встречу с ними. Почему нет?!
— Поговорим о твоих поклонниках. По большей части это дети и подростки или есть взрослые люди?
— Это и дети, и подростки, которым по 16–18 лет. В последнее время заметила, что много взрослых людей начали делать мне комплименты и поняли что-то, что раньше не понимали. Недавно выпустила два новых альбома — «Яд» и «Противоядие». В них больше обращение ко взрослой публике, на мой взгляд, но то, что это слушают и подростки, тоже нельзя отрицать. Что говорят взрослые? Они говорят: «Ой, ну раньше это было что-то непонятное, кто-то там бренчит про любовь. Тра-ля-ля, цветочки. А тут я послушал песню "Взрослые", и теперь я ваш фанат. Хочу дальше смотреть, куда вы будете идти». Кстати, публика помладше отреагировала на эту песню 50/50: кто-то меня поддержал, а кто-то не понял. Многие хотят продолжение темы про школьную любовь, про разбитое сердце, про лучших друзей, про предательство и что-то такое чувственно-подростковое.
«Если кто-то не понял, о чем мои песни, или подумал, что они кому-то могут навредить, мне жаль. Я просто хочу подсветить проблемы»
— У тебя в TikTok 5 миллионов подписчиков, в Instagram* — 1,1 миллиона. После блокировки соцсетей упал доход?
— На TikTok я не зарабатывала: это скорее площадка для продвижения песен. Там покупают одну-две рекламы в год, и всё. По поводу Instagram*: там я тоже особо не размещаю рекламу. Всё постепенно переходит в наш любимый «ВКонтакте» и телеграмчик. Я не считала, сколько потеряла из-за блокировок соцсетей в деньгах. Я горжусь своим заработком с песен, они меня кормят, это мое главное детище. Главное, чтобы они звучали.
— Раньше у тебя были международные контракты и концерты за рубежом. Что сейчас с ними?
— Я рада, что успела заскочить в последний вагон и испытать этот опыт. Но, честно говоря, для меня более значимы мои слушатели. А то, что моя фотография там висела на Times Square, не так уж и важно. Пока что я устала от туров, я снимаю клипы, учусь на студиях каким-то вещам, у меня ведь до сих пор еще не такой большой опыт работы на студии.
— В песнях ты поднимаешь тему домашнего насилия. Ты надеешься что-то изменить этим?
— Иногда достаточно даже обычной огласки, чтобы какой-то один маленький человек послушал и ему стало чуть легче, что это про него. Нам же всегда легче, когда это про нас. Мы видим себя, и нас как будто отпускает. В этом главная задача. Я дарю освещение проблемы как отдельное произведение, как отдельное художественное нечто, что существует с отдельными героями, персонажами и с особой лирикой. Бывают ситуации, когда людям больно из-за того, что отношения не получаются, это всё нормально, это всё можно пережить. Если с вами плохо обращаются, стоит задуматься о том, чтобы всё это прекратить. А дальше — кто что увидит, кто в себе что откопает.
«Иногда просто достаточно по плечу постучать и сказать: "Я здесь, ты не один!" Я делаю это с помощью песен»
— Как после подростковой любовной лирики в твоих песнях появилась социальная направленность?
— С самого начала и появилась, просто сначала у меня были одни проблемы, потом они переместились в более взрослый слой. Я писала про незабудки, про какие-то неудачные любови. У меня есть такая старая песня «В клеточку шарф» про то, как завяла природа, началась осень, я хотела сказать, что человеческие отношения порой меняются так же, как и сезоны. Я рассказываю о проблемах в разных метафорах — где-то более жестко, где-то более мягко. Есть песня «Герда»: с одной стороны, в ней я пою про сказку, отсылаю слушателей к детству, с другой стороны — это разбор метафор. Замерзшая королева вмешалась в отношения Кая и Герды. Их можно воспринимать по канону как сестру и брата или как друга и друга, как друга и подругу. В этой композиции я нахожу способы растопить сердце. О чем еще писать, если не о социальщине?!
— Был эпизод, когда на каком-то концерте к тебе на сцену прорвалась поклонница. Расскажи про эту обратную сторону популярности. Бывают моменты, когда становится страшно?
— Девчонка выбежала на сцену подарить подарочек, для нее это было мило и прикольно. Для меня это было очень страшно. Да и потом, мне с детства в музыкальной студии объясняли, что сцена — это такое святое место, где есть ты, твоя песня и твое выступление. Неважно, что происходит вокруг, ты должен продолжать — show must go on. Я испугалась, но ничего такого страшного, к счастью, не произошло. Девчонке показали выход, она ушла спокойно, и концерт продолжился. Другое дело, что это были такие затяжные гастроли в тот момент, и я начала уставать от самого факта частых концертов. Своим подписчикам я говорю: сцена — это мой дом, ваш дом — это танцпол, это ваши кресла, давайте уважать друг друга.
— Правда, что после этого у тебя появились охранники?
— Да, знаете, я такая тетя уже. Тетя уже обзавелась охранниками. (Смеется.) Ну это, кстати, здорово. Появилось чуть больше свободы в действиях: не боишься, что на тебя кто-то накинется со спины, знаешь, что закончишь диалог с другом и вас не прервут. Охрана обязательно находится со мной в турах, на концертах, иногда в личной жизни — тогда, когда чувствую, что это необходимо. А вообще гуляю одна: в метро, в троллейбусе, в трамвае везде меня можно встретить, правда, я в капюшоне.
— Узнают?
— Да, меня узнают. Вот к вам летела, девчонки узнали, сфоткались. Чаще всего я соглашаюсь на фото, отказываю только в случае, когда я действительно устала. Но, как правило, все всё понимают и отходят спокойно.
Что мы писали ранее об Алене Швец и как она стала героиней Народной премии 74.RU
Мы писали об Алене Швец в 2019 году. Родные девушки, которая на тот момент еще училась в 11-м классе, рассказали, в чем кроется секрет ее популярности. После этого певица поучаствовала в шоу «Вечерний Ургант» и заметно прибавила в популярности. Она возглавила топ-10 сольных исполнителей в рейтинге от Spotify, а в конце прошлого года билборд с ее изображением появился на одном из небоскребов Нью-Йорка.
Кроме нее в награждении победителей Народной премии 74.RU участвовал шахматист, многократный чемпион мира Анатолий Карпов. Почитайте интервью с ним. Из других звезд были, например, актер Александр Паль и ведущий Дмитрий Нагиев — он даже записал отдельный ролик, высказавшись о работе в Челябинске и местном губернаторе.
* Деятельность соцсети запрещена на территории РФ.