На крыльце нотариальной конторы в Челябинске стоит молодая пара — муж и жена. Супруг, на вид лет 30, видя немой вопрос в моих глазах, сам начинает беседу:
— Да, мы пришли за гендоверенностью, как и все здесь. У меня категория А1, я офицер запаса, стою в первой очереди мобилизации, — улыбаясь, говорит мужчина. — Поэтому хочу, чтобы супруга могла решать все вопросы за меня. К чему готовлюсь? Я и сам пока не знаю: либо к переезду за границу, либо к призыву. Посмотрим, как жизнь сложится.
В понедельник нет столпотворений, как в воскресенье, когда людям приходилось ждать на улице. В приемной сидят несколько пар, все они по очереди подают документы на оформление. Процедура занимает около 20 минут, затем заявителям вручают готовые бумаги. При нас в офис заходит парень, рассказывает: пошел к нотариусу потому, что беспокоится за брата.
— Будем переписывать имущество брата, он призывного возраста, в запасе. У них с женой ребенок вот-вот родится. Повестка еще не приходила, но решили подготовиться. Вообще есть мысли перевезти его за границу, но непонятно, получится ли, — рассуждает клиент нотариальной конторы.
Впрочем, есть и те, кто пришел не за доверенностями. Двое взрослых мужчин с акцентом убеждают, что в ближайшее время станут гражданами России, сейчас улаживают некоторые юридические моменты.
— Нужно перевести паспорта на русский язык. Оформляем российское гражданство. Слышали, что после этого могут мобилизовать, но нам не страшно. Если что, пойдем на фронт. У меня там уже два племянника умерли, еще пять служат сейчас. И я пойду, если надо будет. Почему нет? — заверяет наш собеседник.
Но, судя по всему, большая часть клиентов обращается в конторы из соображений перестраховки.
— Мы еще не решили, будем уезжать из страны или нет: здесь дом, родственники, работа. Но, если припрет и надо будет срочно что-то решать, то иметь необходимые документы — не лишнее, — делится еще одна молодая пара челябинцев.
Помощник одного из нотариусов говорит: оформление гендоверенности на родственников или близких людей — сейчас очень грамотный шаг. И одной ею клиенты не ограничиваются.
— Это логично: человека нет, а дела какие-то делать надо. Представитель сможет представлять интересы человека, пока его самого нет. Но в случае смерти доверенность прекращает свое действие. Если человек погибает, то вступает в силу завещание. Поэтому сейчас кто-то завещает, кто-то доверенности пишет, кто-то что-то дарит. Люди оформляют по несколько документов сразу, — приводит примеры специалист в нотариальной конторе.
Нам озвучивают прайсы: гендоверенность стоит 2000–2400 рублей, завещание — 2500. Впрочем, мобилизованные могут воспользоваться льготой и оформить все документы бесплатно. Такое решение 26 сентября приняла Федеральная нотариальная палата. Кроме того, в настоящее время составляется такой график работы кабинетов, чтобы люди могли не стоять в очередях в выходные.
— Региональная нотариальная палата приняла решение составить списки дежурных нотариусов на случай наплыва посетителей. Специалисты будут принимать по выходным, хотя до этого таких были единицы. Скоро на сайте опубликуют списки контор, там можно будет посмотреть, — говорит секретарь нотариуса.
В офис заходит растерянная девушка:
— Муж уезжает, а я здесь остаюсь. Хочу сделать доверенность, если продавать что-то или как-то документы за него получать. К чему теперь готовиться, непонятно. Что делать, не знаю, — разводит она руками и заходит на консультацию к специалисту.
Посмотрите перечень документов, которые юристы советуют оформить мобилизованным. А вот что сейчас происходит на российско-казахстанской границе в Челябинской области.
Все новости о частичной мобилизации в РФ собраны в единый сюжет. Мы ведем онлайн-репортаж.