В Челябинске дети облюбовали недострой рядом со сквером на улице Молодогвардейцев. Жители соседних домов с тревогой наблюдают опасные игры школьников в девятиэтажном пристрое без окон и дверей к дому на Комсомольском проспекте, 43 и опасаются не только за детские, но и свои жизни. Разбираемся, кто несет ответственность за это здание и почему его не могут довести до ума уже несколько лет.
«Даже собака боится вылезти из будки»
Жительница соседнего с недостроем дома прислала в редакцию 74.RU фото играющих на стройке детей.
— Уже много лет во дворе дома на проспекте Победы, 320 стоит стройка. Никто не может выяснить, кому она принадлежит, кто ее обслуживает, — говорит Анна. — На стройку начали лазить дети, они забираются на крышу, кидают вниз камни, кирпичи и прочий мусор. Лазят по самому краю. Обращение в полицию ничего не изменило. Так много историй о том, что ребенок куда-то упал и умер, все так переживают. И вот сейчас это творится буквально под нашим боком, и никто ничего не может сделать. Плюс люди боятся ходить рядом, ведь им на голову может прилететь кирпич. Даже собака, живущая на стройке, боится вылезти из будки. Неужели власти ждут, когда кто-то сорвется и умрет?
Журналисты 74.RU выехали на место. В будний день на замороженной стройке было тихо, но жители окрестных домов подтвердили, что в последнее время за забором неспокойно.
— Тут кругом в заборе дыры — дети лазят, там и костер разводят, — возмущается пожилая женщина. — Обещали детскую площадку, а потом технику приперли, всё сравняли, выкопали котлован. Так достраивали бы! Теперь там грязь такая — натуральная помойка.
С виду забор, которым обнесена стройка, выглядит вполне добротным, но это не так.
— Вон, видите, где камень подставлен, — показывает нам мужчина со своего балкона. — Они его убирают и заходят.
За забором не только строительный мусор, но и кучи бытового.
— А что, сторожа нет? — интересуемся у жителя дома.
— Да кто ж его знает! Раньше был, и собака была, а теперь не слышно ее.
— Зимой охранники жгли старую мебель, грелись, дышать невозможно было. И собака там была. А сейчас, видимо, нет, потому что дети бегают, — говорит еще одна жительница дома. — Если бы собака лаяла, дети бы побоялись заходить.
Две девочки лет семи, сидящие у подъезда с куклами, тоже говорят, что давно не видели собаку со стройки.
— Она раньше ходила, а сейчас мальчишки кидают кирпичи с крыши, — рассказывает одна из них.
— Наверное, уже умерла или убежала, потому что люди уже не приходят ее кормить, — предполагает вторая.
Кстати, в городском управлении МВД подтвердили, что по этому адресу был сигнал от жителей, но к приезду полицейских дети разбежались.
«Все дольщики остались за бортом»
Люди не понимают, почему стройка, которая так бодро началась в их дворе несколько лет назад, так же внезапно встала.
— Скоро, наверное, круглая дата будет, как этот долгострой бросили, — говорит один из жителей. — Хотели построить офисное здание, потом всех строителей забрали на другой объект — дом на Комсомольском проспекте, а сюда так и не вернулись. Что уж там случилось — не знаю.
Согласно данным публичной кадастровой карты, пристрой к жилому дому планировался как здание «социально-бытового обслуживания населения с торговыми площадями». Половина принадлежит предпринимателю Анатолию Тридчикову — отцу челябинского хоккеиста Александра Тридчикова. Вторая половина числится за ООО «Строительные технологии города» — предприятием, признанным в 2019 году банкротом. Его возглавляла Светлана Морева.
Мы связались с Анатолием Тридчиковым, который был инвестором недостроенного здания. Он рассказал, что планировал разместить в нем различные мастерские, танцевальный зал, банк и магазин. Когда в 2015 году началось строительство, было понимание, какие игроки зайдут на новые площади, но этого не случилось до сих пор.
— Мы получили землю под застройку, но не начали строить, потому что ресурсов не хватало, а так как я не застройщик — не дадут кредит, — говорит он.
Для возведения здания привлекли строительную компанию.
— «СТГ» попросили нас передать им землю, но мы не согласились, ведь у кого земля, тот и хозяин. Оформили собственность 50 на 50, — объясняет Анатолий Тридчиков. — Потом все дольщики, которые были в «СТГ», остались за бортом, мы бы тоже остались, потому что они предлагали нам оформить договор долевого участия.
В 2016 году застройщик практически возвел коробку здания, но потом стройка забуксовала.
— Это чисто по вине «СТГ», они давай кредит брать, то-сё. В итоге кредит никто не взял, потом до Моревой стало не дозвониться, — утверждает наш собеседник. — Строительная фирма «СТГ» обанкротилась, на здание наложили запрет регистрационных действий. Сейчас идут судебные процедуры, у «СТГ» и уголовные дела были, и арбитражный суд, назначен конкурсный управляющий.
До «Победы» еще далеко
Сама Светлана Морева обсуждать ситуацию вокруг недостроя с корреспондентом 74.RU отказалась.
— Там не продлили разрешение на строительство, — коротко ответила она на наш вопрос.
Сейчас 67-летняя Светлана Морева является фигурантом уголовного дела о мошенничестве с деньгами дольщиков.
По версии следствия, учредитель ООО «Строительные технологии города» с ноября 2013 года по июнь 2019 года получила разрешения на строительство офисного здания, жилых домов в ЖК «Ривьера» (два 24-этажных дома на Мамина, стройка заморожена на уровне первого этажа одного из зданий) и ЖК «Победа» (два дома на проспекте Победы напротив ТРК «Фокус», где даже не начали заливать фундамент). Согласно материалам дела, для их возведения она привлекла дольщиков — более 30 горожан и юридических лиц, а деньги потратила на достройку другого дома — ЖК «Оникс» на Комсомольском проспекте, 39. Ущерб потерпевшим оценивается в 183 миллиона рублей.
Светлане Моревой предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ, грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей. — Прим. ред.). Уголовное дело сейчас рассматривает Калининский районный суд. На имущество Моревой, которое оценивается в более чем 176 миллионов рублей, наложен арест.
Судьба долгостроя
Половина недостроя, которая осталась за Анатолием Тридчиковым, сейчас не входит в базу имущества банкротящейся строительной компании, но до окончания судебных разбирательств сделать с объектом ничего нельзя. При этом собственник уверен — достроить здание вполне реально.
— Каркас там железобетонный, стены в полном порядке должны быть, поэтому всё реально достроить. Просто туда сейчас нужно финансы вливать, миллионов 60, может больше, — подсчитывает Анатолий Тридчиков. — Были предложения от фирм, которые хотели достроить его, даже из Москвы была IT-компания, готовая взять всё здание, но мы пока не можем его продать. Все сейчас упирается в «СТГ». Думаю, еще полгода–год — и сдвинем всё это с мертвой точки, найдем инвестора, который заберет этот недострой и достроит его. Это здание достаточно привлекательное, там и сети все рядом, но надо чтобы закончились судебные дела.
«Я бы тоже возмущался»
Что касается охраны объекта, то здесь тоже всё непросто. По словам Анатолия Тридчикова, обеспечивать ее сейчас должен конкурсный управляющий.
— Он в курсе, что там дети. Предлагал мне охрану поставить, но я не застройщик — это всё равно, что я на чужой объект сейчас свою охрану поставлю, — говорит он. — Там была охрана «СТГ», управляющий должен ее восстанавливать. Согласен, надо чтобы там всё было закрыто, я бы тоже возмущался, если бы у меня был маленький ребенок и рядом стройка бесконтрольная. Но как я могу, во-первых, у меня только половина в собственности, во-вторых, нет прав застройщика.
Начальник управления градостроительных разрешений администрации Челябинска Александр Перемыкин сообщил, что разрешение на строительство город выдавал ООО «Строительные технологии города», оно, кстати, действует до 31 декабря 2022 года, и обеспечивать охрану обязана строительная компания.
— Решением Арбитражного суда Челябинской области ООО «Строительные технологии города» признано несостоятельным (банкротом), назначен конкурсный управляющий. На сегодня ведется работа с конкурсным управляющим по вопросу ограничения доступа на строительную площадку объекта. Восстановлен контур ограждения, рассматривается вопрос обеспечения охраны территории, — уточнил Александр Перемыкин.
Корреспондент 74.RU направил запрос конкурсному управляющему Александру Славу, но до завершения судебных разбирательств от комментариев по недострою на Комсомольском, 43 он отказался. Остается надеяться, что меры по охране здания он всё-таки примет, а здание когда-нибудь достроят.
Кстати, рядом с проблемным недостороем находятся еще несколько полуразрушенных зданий, а в ближайшее время начнется еще одна стройка — центра олимпийской подготовки по тхэквондо. В понедельник, 3 октября, глава города Наталья Котова поторопила подрядчиков с началом работ — до конца года на площадке должен появиться фундамент.
Тема не доведенных до ума долгостроев многие годы актуальна для Челябинска. В районе АМЗ, в Челябинске, несколько лет пустуют три заброшенные десятиэтажки, построенные для военных. За это время в бесхозных квартирах обосновались бездомные, дети устраивают опасные игры на этажах, охотники за металлоломом разворовывают трубы, сантехнику, радиаторы. Мы выяснили, почему десятиэтажки не достроили и что с ними планируют делать дальше.
А вот история заброшенной десятиэтажки на Северо-Западе, строительство которой началось в 2019 году и вылилось в уголовное дело.