Жители Челябинска всё чаще видят на досках объявлений у подъезда или в группах своих ЖК призывы установить приложение «Дом.Госуслуги». Город участвует в масштабном эксперименте и постепенно переходит на систему ГИС ЖКХ. Это значит, что большинство коммунальных вопросов и проблем — от передачи показаний и оплаты квитанций до вызова мастера — теперь можно будет решить онлайн. Действительно ли походы в ЖЭК за справками или утомительные общие собрания собственников на морозе скоро останутся в прошлом? И почему при всех плюсах далеко не все дома в городе пока что подключились к системе? Своим опытом перехода на «цифру» поделились в управляющей компании «ЮУ КЖСИ».
Решить вопрос за пару кликов
Итак, система ГИС ЖКХ — это единый ресурс, где собрана вся информация о жилищно-коммунальных услугах: тарифы, квитанции, переданные показания счётчиков. Управляющие компании подгружают в систему отчеты, акты осмотра общего имущества и другие документы по каждому дому. Жители могут в любой момент посмотреть, когда запланирован ближайший текущий или капитальный ремонт, сколько денег получила, какие суммы и на что потратила управляющая компания за последние годы. Можно пожаловаться на нерадивых коммунальщиков, оставить заявку на ремонт кровли или прочистку вентиляции, прикрепить фото с разбитой лампочкой в подъезде или не чищенным обледенелым тротуаром во дворе.
Через приложение собственники квартир могут проводить общие собрания, не выходя из дома. Старшим по подъезду больше не придется обзванивать все квартиры и уговаривать жителей проявить инициативу. Да и принятые решения можно гораздо оперативнее реализовать, не тратя время на бумажную волокиту.
Например, в сентябре жители одного из домов по улице Бейвеля, 46а проголосовали в системе об установке «лежачих полицейских» на въезде во двор — и буквально через неделю мастера уже смонтировали конструкции. Раньше бы пришлось потратить 2–3 месяца только на то, чтобы организовать подобное голосование, оповестить жильцов, провести встречу и задокументировать результаты. Экономятся и время жильцов, и ресурсы управляющей компании.
Электронное голосование не только оперативное, но и более точное, и прозрачное: программа не позволит третьим лицам скорректировать решения собственников, сообщит о начале и завершении голосования, автоматически выведет протокол — а в управляющей компании затем проверят, что всё заполнено верно. Отчеты проверяются еженедельно, под контролем Правительства области.
По данным государственной жилищной инспекции Челябинской области, за 10 месяцев 2022 года в регионе состоялось 5402 голосования, 381 раз жители голосовали с помощью ГИС ЖКХ, пока что доля электронных голосований составляет 7%. В Челябинске этот показатель несколько выше — 9 процентов: 170 из 1838 голосований прошли в режиме онлайн. На новую систему в Челябинске перешли уже 94 многоквартирных дома. Более 40 процентов проведенных в городе онлайн-голосований организовали в управляющей компании «ЮУ КЖСИ».
— Государственная информационная система ЖКХ упрощает процедуру управления многоквартирным домом для жителей, — уверена начальник главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» Рашида Ковалева. — ГИС ЖКХ позволяет взаимодействовать с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ и органами власти различных уровней. Управляющие организации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством, а если данных по дому в системе нет — собственники вправе обратиться в свою УК с соответствующим требованием.
Первый шаг — самый сложный
Система ГИС ЖКХ разработана уже несколько лет назад, но до сих пор далеко не все «распробовали» ее преимущества. В прошлом году, в разгар пандемии, Правительство РФ рекомендовало управляющим компаниям активнее переводить жителей на «цифру». Весной этого года на территории трех регионов страны запустили пилотные проекты. В Челябинской области из 500 управляющих компаний сначала только около 30 организаций начали внедрять новую электронную систему. В числе первых инициативу подхватила управляющая компания «ЮУ КЖСИ».
— Сначала мы инициировали очное голосование на домах, предложили жителям перейти на голосование онлайн и выбрать нашу компанию администратором. Мы постоянно связывались с техподдержкой ГИС ЖКХ, также большую помощь нам оказала Государственная жилищная инспекция. Примерно через месяц жители принесли первые протоколы — и дело пошло! В настоящий момент половина домов, которыми мы управляем, уже голосуют онлайн. Планируем, что к концу года все наши дома перейдут на онлайн-голосования, потому что это удобно, быстро и безопасно, — поделился директор УК «ЮУ КЖСИ» Игорь Троянов.
Жителям достаточно установить на телефон приложение «Дом.Госуслуги». Оно пока что доступно в трех регионах: Югре, Белгородской и Челябинской области. Для регистрации нужна учетная запись на «Госуслугах»: после авторизации система автоматически подтянет информацию о недвижимости — и можно смотреть отчеты УК по своему дому, графики ремонта и протоколы уже прошедших собраний собственников.
— Мы стали ближе к людям. Упростили процедуру принятия решений, компания стала более открытой. У собственников появился контроль над управляющей компанией: все отчеты, акты теперь можно изучить онлайн. Посмотреть, какие работы сделаны по каждому дому, какие суммы потрачены, что и как скоро должны отремонтировать по плану и так далее. Считаем, что система ГИС ЖКХ должна прийти в каждую квартиру, и советуем каждому собственнику установить мобильную версию ГИС ЖКХ, которая называется «Дом.Госуслуги», — рассказал Игорь Троянов.
Жалоб больше не стало
Для управляющих компаний переход на новую систему — это в том числе экзамен на надежность и добросовестность. Ведь теперь жителям, чтобы пожаловаться на некачественные услуги, не нужно даже звонить в ЖЭК или ждать, пока письменные претензии долетят по адресу, достаточно отправить онлайн-обращение.
— Большинство обращений теперь поступают к нам онлайн, через систему ГИС ЖКХ. Мы повысили контроль над исполнением заявок, а у жителей отпала необходимость приходить в компанию, чтобы подать заявление. Радует, что общее количество обращений и жалоб при этом практически не изменилось, — отметил Игорь Троянов.
Сейчас регионы, в которых внедряется система ГИС ЖКХ, участвуют в общероссийском рейтинге по продвижению онлайн-голосований. Челябинская область занимает высокое место, во многом благодаря активному участию УК «ЮУ КЖСИ»: за два месяца компании удалось провести более 80 голосований в системе, 51 собрание уже полностью завершено. Управляющая компания помогает коллегам из других организаций наладить работу.
Управляющая компания «ЮУ КЖСИ» была организована в 2010 году как дочернее предприятие АО «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» — специализированного застройщика, созданного по инициативе Правительства Челябинской области. Изначально компания обслуживала новостройки КЖСИ, сейчас в ее ведении — 75 многоквартирных домов в Челябинске, Копейске, Сосновском районе, поселок в Чебаркульском районе и несколько социальных объектов.
Возрастное ограничение для мобильного приложения — 6+
ООО УК «ЮУ КЖСИ», Uk-kjsi74.ru