В Челябинской области появились юридические фирмы, специализирующиеся на «помощи» мобилизованным и их родственникам. Уполномоченный по правам человека в регионе Юлия Сударенко предостерегла южноуральцев от обращения к таким компаниям. Омбудсмен провела эксперимент над ними и рассказала, что из этого вышло.
По словам Юлии Сударенко, она стала всё чаще получать обращения от организаций, который работают с мобилизованными. Все эти письма написаны по шаблону, как под копирку.
— Мы провели эксперимент и узнали, как «осуществляют работу» по возвращению мобилизованных недобросовестные юристы, — рассказала Юлия Сударенко. — Придумали легенду, позвонили, спросили, смогут ли нам помочь. Нам предложили несколько вариантов «решения проблемы», ни один из которых не только не был законным, но и не привел бы к желаемому результату. За свои услуги с нас попросили 80 тысяч рублей, при этом деньги нужно заплатить сразу, а положительный результат не гарантирован. Дорогие друзья, не в первый раз повторяю: обращения в любые государственные органы вы можете направить самостоятельно в произвольной форме — для этого совершенно не нужны специфические знания.
Юлия Сударенко напомнила, что защитой прав мобилизованных занимаются прокуратура и уполномоченный по правам человека. Кроме того, можно обратиться напрямую в Министерство обороны РФ.
— Кроме того, есть возможность направлять обращения через портал «Госуслуги», — добавила она.
В то же время родственникам некоторых мобилизованных после всяческих обращений в государственные органы приходится обращаться в суд. Зачастую тут без помощи юриста бывает не обойтись. Но в таком случае настоящий юрист берет деньги за представление интересов в суде, а не за некое решение вопроса.
Добиться решения вопросов, касающихся прав мобилизованных, непросто, но возможно. И такие примеры уже есть.
В начале ноября многодетного фермера из деревни Могильное Чебаркульского района Евгения Курчатова, репортаж о мобилизации которого вызвал бурный отклик наших читателей, вернули со службы домой, и накануне это решение оставил в силе облсуд.
Жительница деревни Фроловка Красноармейского района Нина Дмитриева тоже добилась возвращения из зоны специальной военной операции своего мобилизованного мужа.
Также демобилизован многодетный Алексей из Челябинска, призванный на службу по повестке в конце сентября. Семья ждала его возвращения два с половиной месяца. Через что за это время пришлось пройти и как дети встретили отца, рассказала жена Татьяна.