Сохранение какого-либо наследия в Челябинске превращается в проблему. Краеведы и урбанисты устали бить тревогу по поводу сноса исторических зданий, а массово идущий по жилфонду капитальный ремонт уничтожает другую часть истории города — советские вывески. Только за последние пару лет исчезли несколько таких объектов. А ведь многие современные дизайнеры считают эти вывески ценными (да-да, эти уже облезлые и местами сломанные конструкции), не говоря уже о самих горожанах, для которых эти артефакты — связь с прошлым.
В нашей подборке мы покажем вывески, которые у всех на виду, а так же малоизвестные конструкции.
Магазин обуви «Башмачок»
Магазин «Башмачок» открылся в Челябинске в 1975 году как фирменный магазин советского гиганта — Челябинского обувного объединения. Оно было третьим в РСФСР по объемам производства. В те годы фабрика на Северо-Западе (сегодня — «Юничел») выпускала 5 миллионов пар обуви в год. А кроме нее в объединение входили фабрики в Магнитогорске, Троицке, Златоусте и Кыштыме. Здесь не только продавали обувь, но и устраивали показы и обсуждения моделей с покупателями.
Директор «Башмачка» Роза Хафизова рассказала 74.RU, что вывеску в этом году покрасили, сделать ее, как раньше, светящейся не позволяет проводка, которую не меняли десятки лет.
«Очарование» с 1956 года
На Доватора, 17 под типовой вывеской «Парикмахерская» до сих пор работает салон красоты. По словам сотрудниц, прически здесь делают с 1956 года. Советский флер остался — прихожая давно не видела ремонта. Вход можно было бы организовать со стороны Доватора, но клиенты заходят через подъезд.
«Любимая совдепия» на Энергетиков
На Энергетиков, 10 с начала 1960-х работает пельменная. Судя по отзывам в «Яндексе» и Google, заведение любят за простоту и доступные цены — порция пельменей за год подорожала с 70 до 80 рублей. Посетители в основном берут по две порции со сметаной или уксусом.
«Внешне заведение непрезентабельно. Внутри антураж так себе... Но!!!! Это старая добрая «совдепия»! Сохранили всё! Из супов — только солянка. Но она вкусная! Пельмени такие же. Что 20 лет назад были, что сейчас», — написал Вадим Ильиных.
Кулинария Ленинского треста столовых
На этой же улице Энергетиков есть еще одно заведение с советской вывеской — кулинария. Никто точно не смог сказать год открытия советского общепита. Вероятно, между годом постройки здания, 1954-м, и началом 1960-х годов. Клиенты хвалят сотрудников за вкусную выпечку и другие блюда.
«Овощи-Фрукты» или «Сборище алкашей» на Новороссийской
Некогда светящаяся неоновая вывеска «Овощи-Фрукты» украшает фасад двухэтажки на Новороссийской. Но вот торговли продуктами на первом этаже уже нет. Внутри — незамысловатое кафе с барной стойкой, парой столиков и парой же подвыпивших посетителей. «Постоянное сборище алкашей», — такой отзыв (единственный найденный нами в Cети) оставили заведению в 2019 году.
«Кооппродукты» на Пограничной
На углу Гагарина и Пограничной улицы до сих пор торгуют продуктами: сыр, колбаса, хлеб и другое. Покупателей немного, продавец жалуется на отток людей в сетевые супермаркеты по соседству.
«Пошив легкого платья» на Блюхера
Кислородная станция на Голубом карьере
На берегах Голубого карьера среди сосен и воды есть даже свое предприятие — кислородная станция, построенная в 1940 году. Она до сих пор производит кислород для лечебных учреждений и частных лиц. А вот предприятия с названием на вывеске нет с конца 1980-х. «Челябтракторострой» в 1970-х занимался застройкой Северо-Запада и других районов Челябинска, возводил цеха АМЗ и ЧЭМК. Сегодня в одном из цехов «экспериментального производства» делают банные чаны.
Почему важно сохранить советские вывески
Список адресов с интересными объектами нам помог составить автор паблика об архитектуре и истории Челябинска «Панельки и фланирование» Илья Пронченко. Он назвал несколько причин для сохранения такого незначительного на первый взгляд архитектурного элемента.
— Во-первых, это часть городского языка, который дает представление о существовавшем ранее дизайне. На мой взгляд, в целом стиль советской вывески (или, скажем, указателей) превосходил то, что мы имеем сейчас, — за счет единообразия, продумывания размещения, большей долговечности материалов и стиля оформления, — объяснил Илья Пронченко. — Они очень интересны для изучения леттеринга (искусства написания букв), что вновь актуально и сейчас. Причем многие из вывесок были еще более эффектны — за счет использования неона, ламп и прочей подсветки.
— Во-вторых, это способ сохранения контекста, — продолжает эксперт. — В городских исследованиях есть понятие «ментальной карты» — визуализации города конкретным человеком, его маршруты и эмоционально окрашенные точки. Магазин или другое учреждение, существовавшее в конкретном месте десятилетия, закрываясь, исчезает без следа. Вывеска же — маркер, позволяющий понять (или вспомнить), что было «до», поразмышлять, почувствовать себя своего рода археологом повседневности. Так, например, есть нанесенная трафаретом вывеска видеосалона — напоминание самого исчезнувшего феномена. Моя любимые вывески — это знак «Миха» на гостинице Южный Урал, собранный из букв стандартной вывески «парикмахерская». Второй знак — «берегись автомобиля» на Энгельса, так как это редкий у нас информационный указатель такого рода.
— К сожалению, вывески, как правило, не являются и не считаются охраняемым наследием, поэтому они постепенно исчезают. Так, совсем недавно заменили чудесную вывеску «Почта» с индексом на проспекте Ленина. Однако я считаю, что такие маркеры прошлого очень ценны и должны быть сохранены — хотя это в первую очередь зависит от нас, неравнодушных к своей среде горожан, — подытожил наш собеседник.
Об истории разных районов Челябинска можно прочитать в нашем сюжете «В ЧЕрте города», о знаковых предприятиях и магазинах в подборке «За Чертежом успеха».