У хозяев квартир в бараке на Блюхера начали изымать жилье. В середине недели Советский райсуд удовлетворил иск городских властей к челябинке Наталье Ушаковой. Еще два заявления КУИЗО к соседям женщины рассмотрели накануне, 26 января. Выкупная стоимость недвижимости — от 20 до 35 тысяч рублей за квадратный метр. Собственники считают ее мизерной и намерены обжаловать эти решения. По мнению юриста, у них есть шансы на увеличение компенсации.
«Для мэрии важен участок»
За 27 квадратных метров в доме на Блюхера Наталье Ушаковой по решению суда должны выплатить 581 890 рублей, или 21,5 тысячи за кв. м. Она считает, что сумма должна быть минимум вдвое больше — с учетом стоимости земельного участка и невыполненного капитального ремонта.
— Земельный участок под домом пропорционально делится между всеми собственниками квартир. У меня получается 134 квадратных метра. Их оценили в 72 тысячи рублей, то есть по 540 рублей за квадрат, хотя по кадастру один квадрат у нас стоит 4240 рублей. Разница в 8 раз, и никого почему-то это не смущает, — возмущена Наталья Ушакова. — До момента приватизации администрация должна была провести капитальный ремонт и только после этого передавать жилье гражданам. До приватизации оно у нас было в соцнайме. Это статьи 65 и 66 Жилищного кодекса. Если капремонт не был сделан, то собственники имеют право на возмещение в размере стоимости такого ремонта. Ремонт общего имущества, положенный к возмещению, — 7,55 миллиона на весь наш дом. Моя доля — около 490 тысяч рублей.
Муж Ушаковой Сергей Новиков владеет соседней комнатой площадью 25 кв. м. Эти квадратные метры по экспертизе оценили дороже — по 35 тысяч рублей. Мужчина полагает, что их дом идет не по общей программе расселения аварийных домов, а по какой-то «особенной» — с очень низкими ценами, и права выбора — взять компенсацию или другое жилье — им не дают.
— Закинули нас не в социальную программу, где положено жилье, а в левую, где на весь 2022 год на приобретение жилья предполагалось всего 24 миллиона на все объекты, — утверждает Сергей Новиков. — Они говорят, что в эти условные 30 тысяч рублей за квадратный метр включена и земля, и квартира, и общее имущество, и прочие расходы. Суды не волнует, что в одной квартире мнения двух экспертов не совпадают: разница в оценке квадратного метра — 15 тысяч! Для администрации важен этот земельный участок, который они хотят освободить и продать. А мы — расходный материал.
26 января суд удовлетворил иск городского комитета по управлению имуществом и земельным отношениям к Сергею Новикову, постановил изъять его жилплощадь за 1 миллион 73 тысячи рублей. Еще одной группе собственников, которые владеют квартирой в 46 квадратных метров, Советский районный суд принял решение компенсировать 1 миллион 546 тысяч 371 рубль. Информацию о размере компенсаций 74.RU предоставила консультант суда Дарья Белюшина.
Все три решения по компенсациям владельцы жилплощади планируют обжаловать в областном суде.
Юрист — о перспективах хозяев жилья
Юрист фирмы «Филатов и партнеры» Сергей Чернышев считает, что у хозяев жилья неплохие перспективы. По его мнению, стоимость земельного участка, причитающегося собственникам, выше, чем цена квадратных метров в бараке.
— На мой взгляд, в процессе допущена ошибка при расчете компенсации, а именно фактический отказ учитывать стоимость земельного участка под домом при ее определении, — рассуждает юрист. — О том, что это недопустимо, уже высказывался наш Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Эта ошибка не была устранена и при проведении дополнительной экспертизы, когда эксперт определил стоимость участка как 12% от стоимости помещения, а не выяснил ее действительную рыночную стоимость. Между тем стоимость земельного участка может быть больше, чем стоимость помещений. А раз дом малоэтажный, то и стоимость доли собственника в земельном участке будет значительной. Поэтому, полагаю, что размер компенсации собственнику будет увеличен в результате пересмотра дела.
74.RU направил запрос в администрацию Челябинска по поводу программы расселения, в которую включили этот дом, а также поинтересовались, какими критериями чиновники руководствовались при расчете компенсаций. На момент выхода этого материала ответ на запрос не поступил и будет опубликован после получения редакцией.
Про дом на улице Блюхера, 7 мы писали в начале года. Несмотря на фактически заброшенное его состояние, людям до последнего приходили счета за отопление, горячую воду и прочее. В мэрии на эти претензии ответили, что по Жилищному и Гражданскому кодексам хозяева квартир обязаны оплачивать коммунальные услуги, пока не утратят статус собственников.