Мы запускаем проект «Битва районов», в котором выясним, где в Челябинске жить хорошо. Дадим слово аборигенам, которые расскажут обо всех очевидных и сокровенных плюсах своего уголка. Все, с кем мы поговорили, конечно, находили, за что покритиковать свои районы (куда ж без этого), но в новом проекте мы все-таки настроены ловить позитив. А если захочется поспорить, встретимся в комментариях!
И начать мы решили внезапно с самого недооцененного района Челябинска, с Металлургического. Итак, приводим мнение жительницы ЧМЗ Марины Лимоновой от первого лица.
Поехали вечером в город? А ты в городе работаешь? Семеновы-то из города переехали! Такие фразы среди «металлургов» — обычное дело. Мы называем «городом» все, что не ЧМЗ. Тут своя атмосфера и все свои.
Говорят, на ЧМЗ надо родиться (и выжить). В этом есть доля правды и главный феномен Металлургического района. По моим наблюдениям, те, кто приезжает сюда во взрослом возрасте, не задерживаются. Зато чем больше поколений выросло на «металлургической земле», тем крепче корни — они не хотят переезжать и даже не думают. И это настоящие патриоты, готовые яростно отстаивать честь района, прекрасно осознавая все его минусы.
Люди, кто живет с рождения на ЧМЗ, точно знакомы. Если не друзья и не приятели, то точно где-то пересекались. И если не сами, то их родители. Назовите любое имя коренного жителя Металлургического района и через 15 минут, мы выстроим цепочку из фамилий. А если позвоним моей маме, то добавим и пару любопытных фактов из биографии каждого в этом списке.
И, кстати, если ты где-то прилюдно накосячил, об этом будет знать весь район. Заставляет держать марку и думать о репутации.
Я выхожу в ближайший супермаркет и знаю, что 100% встречу кого-то из детства. Да, иногда это не совсем трезвый одноклассник, которому не хватает полтинника на пиво. Ну и как не подкинуть, не чужие же люди!
Когда вокруг все свои, проще договориться. Директор в управляющей компании и администратор в поликлинике — твои одноклассники, любой вопрос решается быстрее, а иногда и без очереди. Когда у меня сломалась стиральная машина, мастер пришел через час и починил буквально за «спасибо». Это коллега моего отца, который живет неподалеку, и рад помочь «своим».
Нет большого социального расслоения. На ЧМЗ не строят элиток и жилых комплексов бизнес-класса. Управляющий магазином и его кассир могут легко оказаться соседями по лестничной клетке. Нет «человейников» по 1000 квартир в подъезде. У нас до сих пор люди здороваются друг с другом в лифте.
На ЧМЗ все под рукой. Мой сын, например, учится в лицее, который расположен буквально во дворе — он может во время обычной перемены сгонять за формой на физкультуру или за ланч-боксом, если забыл его дома. После уроков бежит в бассейн и на футбол в «Метар» — они через дорогу.
У местных детей — куча возможностей. Школа искусств, творческие кружки два Дворца культуры, ДК «Данко», Дома пионеров, два стадиона, бассейн, большой спортивный центр со всеми возможными секциями (бесплатными). У семей с маленькими детьми, по рассказам знакомых, нет проблем, чтобы получить место в детском саду — их достаточно.
Район с детства формирует среду, помогает устанавливать крепкие дружеские связи. Мой 12-летний сын дружит с ребятами со времен подгузников. Они лепили куличи в песочнице, потом пошли в один детский сад, затем той же компанией — в школу. Они друг за друга горой.
Я росла в 90-е и часто слышала, что ЧМЗ — самый зеленый район Челябинска. И в этом плане ничего не изменилось. Здесь по-прежнему много зелени: скверы, зеленые участки и газоны вдоль проезжей части и проспектов, даже во дворах много деревьев. Большой парк с аквариумом и поляной сказок. Весной район утопает в яблоневом цвету. Это отмечал и Илья Варламов*, и признался, что если бы оказался в Челябинске, поселился бы на ЧМЗ.
Архитектура. Старая часть района — сталинские дома с эркерами и лепниной на улицах Богдана Хмельницкого, Дегтярева и Сталеваров. Просторные и уютные дворы внутри этих кварталов. Посмотреть на немецкие дома на Социалистической и Мира приезжают с экскурсиями. А почтовое отделение на шоссе Металлургов, вы видели? Здание с колоннами посреди пекарен с пирожками — туда даже за лотерейным билетом заглянуть приятно.
Мало машин на дорогах, широкие улицы, не бывает пробок. Можно пешком дойти до любой точки — я, например, так и делаю, если такси долго едет или высокая стоимость в час-пик. Без карты найду дорогу из любой подворотни и предложу десяток вариантов маршрута, как срезать путь. Те, кто работают на заводе, радуются, что не приходится возвращаться по вечерним пробкам: 10 минут, и ты дома.
На ЧМЗ мало достопримечательностей, но есть свои мемы. Все знают, где вечером лучше не появляться без надобности (ну, или без бейсбольной биты). Или вот перекресток на «Орленке», где движение идет в пять сторон, — как вам такое? Попробуйте преодолеть его с первого раза так, чтобы ни разу не посигналили. Приезжих он шокирует, а местные это делают с закрытыми глазами.
ЧМЗ ругают за отсутствие развлечений. Мол, нет больших торговых центров, дорогих ресторанов и модных кафе. Зато я знаю, где у нас вкусная шаурма и лучшие сосиски в тесте, за которыми едут со всего города. И не терзаюсь муками выбора — иду и готовлю ужин дома.
Аналогично и с фитнесом. Есть несколько приличных клубов с примерно одинаковыми условиями — я иду в тот, что ближе к дому, и не думаю об упущенных возможностях. А рядом на дорожке бегает известный блогер (и к ней, кстати, никто не пристает с селфи и автографами — свои же).
На ЧМЗ нет ночных клубов? Зато у нас десять библиотек! Идти в пятницу в «Красное&Белое» или за новой книжкой — это уже, извините, личный выбор каждого.
Мы больше бываем на воздухе. Вместо посиделок в кафе гуляем в парке, летом катаемся на великах, зимой — встаем на лыжи. В выходной день у лыжной базы не припарковаться — полрайона здесь. Плюс Каштакский бор под боком.
Рядом выезд из города в сторону Екатеринбурга, и если мы соберемся с коллегами на Увильды, я приеду первой.
И да, у нас не пахнет! Дым с завода идет «в город».
Согласны с автором?
* Илья Варламов признан иноагентом.