Недавно наш коллега, главный редактор омского издания NGS55.RU Олег Малиновский побывал в Челябинске. Он посмотрел на город глазами туриста и поделился своими впечатлениями. Приводим его мнение от первого лица.
Первое негативное впечатление о городе — самое страшное. Оно остается в памяти надолго. Конечно, оно никак не влияет на общее, но… В Челябинске, кажется, есть целый целлюлозно-бумажный комбинат, который работает ради одной цели — заполонить город листовками всех возможных форм и расцветок.
Меня зовут Олег, я из Омска и люблю ездить по российским городам. В каждом из них есть и какая-то фишка, и недостаток, который бьет мне как гостю в глаза. Будь то Пермь с потрясающей самобытностью и огромным количеством ламповых заведений на квадрат, но ужасным ж/д вокзалом, или Уфа с башкирской кухней и безумно впечатляющими видами, но с абсолютно отбитой системой дорожного движения и транспорта. Я, конечно, субъективен, но не кидайте в меня камнями насчет некоторых реплик, которые покажутся коренным челябинцам странными. Я сравниваю не «как было — как стало», а «как у вас — как у других».
«Продам котят 10-летней выдержки»
Итак, о первом же впечатлении. От ж/д вокзала в центр я решил добраться не на транспорте, а пешком. И только не обижайтесь, дорогие челябинцы, но рекламой вы заросли по самый второй этаж.
Пока я шел по улице Свободы (названия улиц очень понравились, ну круто же звучит!), не нашел почти ни одной поверхности, на которую не было бы наклеено объявление. Каждый столб, каждый забор, почти каждая стена дома. Продам, дам кредит, вылечу, помогу заработать...
«Казалось, задумаешься на минуту — и залепят тебя самого»
Если сдать всё это в макулатуру, можно обеспечить тетрадями всех первоклассников Челябинска.
По границе этих объявлений можно отделять ответственных и не очень ответственных содержателей зданий. Вот стоит здание банка — чистенькое, как стеклышко. Вот подвал-магазин — женщина со шпателем устало опускает руки перед очередным листком «Работа». Вот долгострой на проспекте Ленина, который даже не понять, какого был цвета раньше.
«Объявления — как плесень. Там, где не убрали одно, завтра появится десяток»
Нет, конечно, проблема такая есть и в Омске, да и в целом по стране. Но не в таких масштабах — такое чувство, будто мэрия Челябинска решила проиграть эту войну, не вступая с рекламой в бой.
Хотя чего это я так сразу с наезда на мэрию. Я решил под вечер почитать новости — как всё-таки местные благоустроители борются с этой проблемой. Нашел последнюю. Прочитал. Протер глаза. Перечитал. Не поверил. Перечитал третий раз, и у меня один глаз стал снова шире другого. Автообзвон?! Я читаю дальше сообщение по ветке и нахожу фразу, которую надо высечь золотыми буквами на здании администрации: «Очистка от рекламы — неэффективна». Мол, она появляется вновь (ловить преступников — неэффективно, преступления потом совершают другие, так?).
Я плохо, возможно, понимаю, как устроен этот автообзвон, но допускаю, что менять номера очень часто администрация не сможет. Почти каждый оператор связи имеет собственную систему фильтрации автообзвона, не считая того, что проблему можно решить с помощью автоответчика. Но даже если вы кого-то задолбали и он, сделав белый флаг из старой майки, идет к вам сдаваться, то он не будет отдирать все объявления. Он сорвет ближайшее и скажет, что у него было одно объявление (ну пусть десять), получит штраф в жалкие три тысячи и дальше будет собирать прибыль с оставшихся листовок. А дважды штрафовать за одно правонарушение нельзя. Но самое страшное другое. Я вижу картинку, как рекламное агентство на очередной презентации доказывает безупречную эффективность уличных объявлений, поскольку количество звонков после расклейки увеличивается… Даже не представляю, во сколько раз. Раз в 15 минут дозвон бота, каждый день. Вы задаете реальные и очень масштабные цифры для маркетологов, которые будут создавать образ расклеиваемой рекламы как самой лучшей на свете. Вы фактически сами увеличиваете количество расклейки. Решение, которое может быть эффективным для борьбы с рекламой в одном подъезде, не подходит для целого города.
Увы, проблема настолько запущенная, что миллионом рублей ее уже не решить. Теорию разбитых окон никто не отменял. Она работает. И если вы хотите задолбать звонками кого-то — пожалуйста. Возьмите рубль из моих налогов на эти эксперименты. Но объявления нужно убирать.
Во-первых, нужны сетки-рабицы на столбах. Да, это не всегда красиво (хотя без них еще хуже), но просто, дешево и эффективно. Проедьтесь по вышеупомянутой улице Свободы. Там на столбах живого места нет. Но потом сверните на Российскую — там сетка есть, и на столбах лишь визиточки благотворительного фонда (хитрецы-распространители клеили их на скотч), но снять их легко.
Во-вторых, организуйте зоны, где их клеить можно, — продайте дешево места для таких досок бизнесу, но строго пропишите требования к внешнему виду и содержанию (у меня есть два ваших же примера, где реклама выглядит нормально).
В-третьих, очистка — вам нужны люди, которые этим будут заниматься. Делайте летнюю подработку для школьников, направляйте осужденных на исправительные работы, попросите о помощи КТОСы, объявите специальный субботник — есть куча способов уменьшить дыру в бюджете. Но это нужно делать массово. У вас тут битва за красоту города, и лишь доказав неэффективность уличной рекламы, вы за несколько лет снизите количество этого пестрого ужаса.
Не всё так плохо
Но поверьте, всё, что я выше сказал, не для того, чтобы найти негатив в Челябинске. Челябинск замечателен.
Одна из первых вещей, в которую я влюбился, — благоустройство. Сразу видно, что те люди, которые решают, где ставить лавочки, сидят на них сами. Боже, кто-то осмелился у вас ставить лавки со спинками, да еще и в тени. Смотрите, они не заросли спящими бомжами (шутка — укол в сторону некоторых наших чиновников, которые именно этим аргументировали выбор скамеек для центра Омска). На них просто уютно сидеть, отдохнуть, почитать, попить кофе. Хочется проводить время на улице. И это прекрасно.
У меня нет ни одной фотографии здания, чтобы в кадр не попало дерево. Да, я знаю, что есть проблемы с вырубкой, но Челябинск всё еще многое сохранил. Он очень даже зеленый и дышит. Я шел по главной магистрали и не сгорал в адском пекле. И это прекрасно.
Не знаю, при каком мэре у вас сделали Кировку пешеходной, но у него явно были яйца — я представляю, как непросто принимать такие решения в крупных городах. В итоге получилась отличная туристическая улица, на которой можно отведать борща, посмотреть кино, купить гитару, сфотографироваться с десятком интересных скульптур и просто приятно провести время. И это прекрасно.
Вторая вещь, в которую я влюбился, — общий вайб брутальности. Не наигранной «суровости» местных мужчин а-ля «Наша Раша», а настоящей — города уверенных и рассчитывающих на собственные силы людей. Города серьезных зданий, широких проспектов и красивых улиц. То есть, погуляв по Челябинску, понимаешь: город изначально задумывался и проектировался как миллионник и не рассчитывал на меньшее, а не разросся «сам по себе», как Омск. И очень бы не хотелось, чтобы такой внушительный красивый город пал перед листовками типа: «Гастроли ростовского цирка! Смертельный номер: бенгальский танк проходит через ворота!»
Согласны с автором?