Пока Челябинск стоял в километровых пробках из-за сугробов, мэрия заключила контракт на 110 миллионов рублей на подсветку подпорных стенок набережной реки Миасс. Удивляет в нем многое. И скорость, с которой взялись за эту работу, — молниеносное проведение конкурса, и компания-победитель должна за месяц (!) установить 2170 светильников. И состояние опорных стенок набережных, которым задумали придать акцент. Мы посмотрели какие «архитектурно-художественные особенности» собираются подсветить, узнали, к чему такая спешка и какие сомнения возникли у экспертов.
Новый год прошел, да здравствует Новый год
В документах отмечено, что эта иллюминация проходит, как часть концепции «праздничного зимнего оформления Челябинска 2024». Лампочки должны установить на подпорных стенках набережной на внушительной протяженности — от недостроенного конгресс-холла «Крылья» до улицы Красной, причем с обеих сторон. Светить они должны теплым желтым и при этом иметь управление, проигрывать разные сценарии, например, переливаться цветами российского флага.
Ну и для начала давайте посмотрим, что именно будут подсвечивать, — как сейчас выглядят те самые подпорные стенки.
Закупку на художественную подсветку проводили в экстремально сжатые сроки. Опубликовали ее 21 декабря, 29-го завершили прием заявок, а 10 января уже подвели итоги. Выполнить работы должны всего за месяц — до 15 февраля. При этом на реке сейчас почти метровый слой снега, стенки заметены.
Начальную цену закупки власти определили в 147,7 миллиона рублей. В торгах приняли участие четыре компании. Победителем стало ООО «Энергокачество», которое снизило цену на 25% — до 110,7 миллионов.
ООО «Энергокачество» зарегистрировано в Челябинске в июле 2012 года. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в основном компания занимается производством осветительного оборудования и его монтажом. Владеет ею Сергей Ермаков. В 2022 году среднесписочная численность сотрудников составила 40 человек. С 2014 года компания участвовала в 136 закупках, по итогу было заключено 59 контрактов на 686 миллионов рублей: ремонтировали стадионы, наружное освещение, поставляли электроопоры не только в Челябинской области, но и в других регионах. Также фирма в 2021 году занималась подсветкой здания Заксобрания в центре Челябинска. На конец 2022 года выручка компании составили 229 миллионов, а чистая прибыль — 27,1 миллиона.
«Всё неважно, если материалов нет в наличии»
Предприниматель, который занимается поставкой электроопор, фонарных столбов (в том числе и для Челябинска), на условиях анонимности предположил, что месячного срока может не хватить для выполнения этих работ. Главная проблема — поставка материалов.
— На первый взгляд сложность [проекта] невысокая, при условии, что все сметы подготовлены и соответствуют действительности, а также не требуется прокладка подземных кабельных линий, — рассказал предприниматель. — Также необходимо содействие администрации для оперативного решения вопросов по подключению. Для скорости проведения работ, вероятно, потребуется расчистка русла в зоне набережной (вряд ли это включено в смету). Но все это будет неважно, если материалов нет в наличии. Светильники наверняка индивидуальные. Если их нет в наличии, то за месяц их никто не привезет. Более точно оценить сложность и стоимость работ смогут только профильные монтажники с выездом на объект.
Инженер-электрик крупной строительной компании Челябинска считает, что один месяц — это нереальный срок.
— Проект обычный, сложностей у квалифицированного подрядчика возникнуть не должно. А вот сроки нереальные, — заметил инженер. — Я подозреваю, что материалы даже еще не закуплены (поставка — минимум две недели). Насчет монтажа — его как раз и нужно производить со льда, стенки и места работы предварительно нужно будет очистить. Вывешиваться сверху будет сложнее и дороже.
В администрации Челябинска уточнили, что подсветка подпорных стен набережной делается для «улучшения эстетического облика», подчеркнув, что это должно стать продолжением существующей подсветки мостов. А вот ремонт самих стенок лишь в планах.
— Параллельно планируется проведение поэтапного ремонта подпорных стен на всем протяжении. Сроки и затраты на проведение этих работ пока называть преждевременно, так как объем достаточно большой, — ответили в мэрии на запрос 74.RU. — Необходимо определить виды работ, для чего сейчас изучается, в том числе, и опыт других городов. Размещаемое оборудование не помешает проведению восстановления конструкций, так как в случае необходимости достаточно просто демонтируется и затем устанавливается обратно. Также происходит с архитектурно-художественной подсветкой зданий на время их капитального ремонта.
В ООО «Энергокачество» отказались отвечать, смогут ли выполнить работу в сроки, обозначенные в контракте.
Заказчиком работ по документам значится структура администрации МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей». Заместитель директора учреждения Кирилл Ковальчук в разговоре с корреспондентом 74.RU объяснил, что время, выделенное на исполнение контракта, взято не с потолка.
— Такие сжатые сроки установлены, чтобы рабочие могли производить монтаж [светильников] со льда. Конечно, страховочные механизмы тоже будут, но с замерзшей реки фактически работать удобнее, — объяснил Кирилл Ковальчук. — Пока что у нас все идет по плану, в текущем режиме (поставка оборудования. — Прим. ред.).
МБУ «ЭВИС» образовано в ноябре 2013 года, его учредитель — комитет дорожного хозяйства Челябинска. В основном учреждение занимается эксплуатацией автодорог и магистралей, а также передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям, электромонтажными работами, строительством ЛЭП, сбором и обработкой сточных вод и автостоянками. По данным сервиса «Контур.Фокус», до 2018 года «ЭВИС» был участником всевозможных госзакупок. А потом и сам стал организовывать торги. За всё время в качестве заказчика учреждение провело 970 закупок и заключило контракты на 3,6 миллиарда рублей. В 2023 году «ЭВИС» провел 113 закупок. Среди победителей этих торгов — «Центр коммунального сервиса», МУП «ПОВВ», «Уральская энергосбытовая компания», АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания — Челябинск».
Иллюминацию на реке монтируют кусочками не первый год. Осенью 2021-го подсветили мосты. Тогда московской компании «Технология света» заплатили 11,8 миллиона рублей. Через год подсветку сделали над Свердловским мостом (11,9 миллиона), над Красным (6,2 миллиона), над Троицким по улице Кирова (5,3 миллиона). Мы проводили опрос среди наших читателей, нравится ли им результат. Большинство перемены оценило положительно.
Заметим, что подсветка требует регулярного обслуживания. В 2023 году на эти цели потратили 153 миллиона рублей. Например, ООО «Энергострой» забрало контракт на 55,4 миллиона рублей на обслуживание вышеперечисленных подсветок мостов. В этот же контракт входит и приведение в порядок световых табло на столбах, к которым периодически возникают вопросы.
На украшение Челябинска к Новому году в 2023 году уже потратили 159 миллионов рублей, из них на светящиеся алюминиевые деревья — 127 миллионов (почти по миллиону за каждое). Ранее мы сравнили челябинскую иллюминацию с другими городами.