У многих российских городов есть характерные общие черты: памятники Ленину, главные улицы с «оригинальными» названиями Советская, Коммунистическая и опять-таки Ленина. А еще их объединяют странные, смешные и иногда и безвкусные вывески маленьких магазинчиков. Тут, конечно, кто во что горазд, но особняком стоят «миры». Мир обоев, потолков, шляпок для гвоздей — подставьте любое слово и наверняка такой магазин найдется. Мы прогулялись по Челябинску и заметили много похожих названий и выяснили, почему подобный креатив так по душе предпринимателям.
Урбанист и общественный деятель Григорий Шевченко в названиях по типу «Мир чего-нибудь» негативных моментов не видит. Ровно, как и в самих маленьких магазинчиках у дома.
— Мне нравится один такой возле дома. Торгуют батарейками, флешками, зарядниками. У них больше выбор. И цены вполне адекватные, иногда проще у них купить, чем заказывать и ждать два — три дня. То, что это называется «Мир чего-то там»… Ну, зато ты понимаешь, о чем речь. Ты зайдешь и там будет огромное количество связанных с названием товаров, — сказал урбанист.
Другое дело, когда это название написано, скажем, синим цветом на ярко-розовом баннере. Григорий Шевченко уверен, что история пестрых вывесок тянется с рынков 90-х годов.
— Когда пошла свободная торговля, на рынках были всегда такие большие, яркие вывески: «Куртки!», «Шубы!», «Джинсы!». Владельцы магазинов не разбираются, заказывают вывески подешевле, ну и чтобы это было заметным. Этим руководствовались в 90-е, этим руководствуются и сейчас, — считает он. — Это не заказывается у профессиональных дизайнеров никогда. Это делается так, как считает нужным собственник. А собственник считает, что ему нужно выделяться, ему нужно большую, яркую вывеску. Никто при этом не обращает внимания на маркетинговые исследования и на опыт других городов. Так и прижилось.
Такие попытки каждого предпринимателя быть ярче, чем сосед, приводят к сомнительному виду улицы в целом.
— Это визуально засоряет город. Потому что они стараются сделать пеструю вывеску, перекрыть других. В итоге ни своя, ни чужая не читаются, — заметил урбанист.
Чтобы привести фасады домов к единообразию, в Челябинске разработали дизайн-код. Это набор правил, которые определяют, как должны выглядеть вывески, входные группы, реклама и прочее. Основной блок правил был принят в 2017 году во время подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, он действовал на гостевых маршрутах.
После этого Челябинск активно чистили от неформатной рекламы и неправильных вывесок, не обходилось без скандалов. Однако позже работа сошла на нет. Спустя время появились отдельные требования к внешнему виду киосков и остановок общественного транспорта.
— В целом в центре города вывески нормальные. В плане размера, того, как они сделаны. Можно онлайн-карты открыть и посмотреть, как выглядел проспект Ленина в 2010 году и в 2023-м. Насколько проще стало заметить вывеску магазина, когда всё привели к общему знаменателю, насколько симпатичнее стало. Просто нужно дизайн-код распространить на всю территорию города, — считает Григорий Шевченко. — Как только ты отъезжаешь от центра, проблемы видно. У нас есть улица Энтузиастов, которая не попадает под дизайн-код. На ней прям нагромождение вывесок.
Мы попросили врио начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска Ольгу Никитину прокомментировать работу с предпринимателями по приведению вывесок к единому знаменателю, но по телефону обсуждать эту тему она отказалась. Корреспондент 74.RU направил Ольге Никитиной письменный запрос. Ответ будет опубликован, как только поступит в редакцию.