Этой осенью Челябинску исполняется 288 лет. Очередная годовщина — отличный повод оглянуться назад, вспомнить знаковые стройки и посмотреть, как менялся и продолжает меняться город. Кто и как создавал здания, без которых сегодня сложно представить южноуральскую столицу? Что общего у челябинского цирка и построенного в рекордные сроки ковидного госпиталя, многополосных проспектов Северо-Запада и новой лыжероллерной трассы? Читайте в материале 74.RU.
Из провинциального городка — в современный мегаполис
Во второй половине прошлого века Челябинск активно застраивался. Областному центру нужны были не только новые жилые кварталы и заводские цеха, но и современные магазины, более просторные и вместительные театры, спортивные сооружения, места для отдыха и развлечений — всё, что сегодня модно называть точками притяжения.
Масштаб работ требовал соответствующего оборудования и технологий. И в 70-е годы решено было основать предприятие, которое помогло бы южноуральской столице быстро вырасти ввысь и вширь.
1 июля 1975 года приказом Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР был создан трест «Южуралтяжстроймеханизация», на основе которого позднее возникло ООО «Строймеханизация». С 1978 года трест принимал участие в строительстве объектов самых разных масштабов в Челябинской и Курганской областях. Также южноуральские бригады привлекались к легендарной стройке БАМ и помогали ликвидировать последствия землетрясения в Армении.
В разных районах Челябинска стали возвышаться башенные краны: параллельно с жилой застройкой возводились цеха промышленных предприятий: Челябинского металлургического, тракторного и трубопрокатного заводов, электрометаллургического комбината.
С помощью техники «Строймеханизации» создавались и многие достопримечательности Челябинска. Например, знаменитое здание торгового центра на набережной Миасса. В 1975 году это было единственное сооружение в мире, чья крыша словно «парит в воздухе». Под куполом нет ни одной поддерживающей колонны: монолитная конструкция весом более 5 тысяч тонн «стоит» исключительно на четырех углах. Макет необычного здания даже презентовали на международной выставке в Нью-Йорке — ведущие инженеры и архитекторы высоко оценили уральское ноу-хау.
Челябинский цирк тоже строился с применением самой современной на тот момент техники. Монументальное здание, способное вместить более 1800 зрителей, возвели в 1979 году. С тех пор на представлениях под эффектным изумрудным куполом побывало не одно поколение челябинцев.
В 70–80-е годы коллектив «Строймеханизации» работал над созданием драмтеатра имени Наума Орлова. Это был смелый для своего времени проект: вместо привычного прямоугольного здания с классической крышей — сложная многоярусная конструкция из стекла и бетона. Сооружение имело в плане овальную форму и должно было напоминать срез греческой колонны.
Чтобы воплотить задумку проектировщиков, строителям пришлось проявить немалое мастерство и творческий подход. Работы велись почти 10 лет, но результат впечатляет до сих пор. Драмтеатр признан объектом культурного наследия регионального значения.
То, что нужно городу и его жителям
Наступило новое тысячелетие, здания-легенды советской эпохи давно стали частью культурного кода Челябинска, город продолжает строиться и расти. Только за последние несколько лет команда «Строймеханизации» помогла реализовать целый ряд объектов — от школ, детских садов и больниц до парков и скверов, где каждый день отдыхают тысячи горожан.
Осенью 2021 года компания облагородила 500-метровый участок набережной в самом сердце мегаполиса. На отделку ушло более 12,5 тысячи квадратных метров гранитного камня, вдоль берега были разбиты цветники, высажены ивы, яблони и ели. Прогулочная пешеходная зона протянулась от филармонии до Арт-сквера, его созданием и благоустройством тоже занималась «Строймеханизация».
Еще одна точка притяжения появилась в прошлом году на ЧТЗ, на набережной Первого озера. Первый этап благоустройства был сделан в 2019 году: тогда на месте болота появились новые спортивные зоны, баскетбольная площадка и футбольное поле. Летом 2023-го в порядок привели прибрежную территорию. Рабочие «Строймеханизации» расчистили участок от зарослей и мусора, выровняли, проложили сеть освещенных беговых дорожек и экотроп, установили тренажеры, сделали волейбольную площадку, сохранили и обустроили расположенный рядом родник. Дно озера тоже очистили, берег отсыпали песком и поставили комфортные лежаки. Общая протяженность набережной сейчас составляет более 220 метров.
В копилке «Строймеханизации» много социально значимых объектов. Когда в разгар пандемии региону не хватало больниц для размещения пациентов, подрядчик в рекордные сроки построил в полутора километрах от Челябинска новый инфекционный центр. Здание из нескольких блоков было полностью готово к эксплуатации спустя 74 дня — обычно на подобные объекты требуется около полутора лет. За это осенью 2022 года компания получила Народную премию 74.RU в номинации «Бизнес года». Ковидный госпиталь с тех пор прирос новыми корпусами, теперь там лечат и пациентов с другими заболеваниями.
Детский сад в «Парковом-2» для 120 малышей, долгожданная школа в Копейске с огромным актовым залом и детским технопарком, современный образовательный центр на 1100 учеников в поселке Западном с игровыми комнатами, спальнями для продленки и большим футбольным стадионом пользуются у жителей огромным спросом — и прослужат еще не одному поколению.
Чтобы улицы радовали глаз
Сейчас команда «Строймеханизации» работает над вторым этапом лыжероллерной трассы. Между Карповым прудом и Шершневским водохранилищем строится склон общей протяженностью почти три с половиной километра.
Для спортсменов будет создана вся инфраструктура: от игровых площадок и судейских блоков до раздевалок и кабин для хранения лыж. Открытия трассы ждут не только лыжероллеры, но и любители биатлона, стрельбы из лука и спортивного ориентирования. Работы планируют завершить в конце этого года — и Южный Урал сможет принимать соревнования всероссийского уровня.
Всего же за плечами «Строймеханизации» уже более 400 реализованных объектов. Кроме строительства компания занимается обслуживанием городских дорог, в ведении специалистов — главные магистрали Калининского и Курчатовского района. Круглый год рабочие следят за состоянием Университетской Набережной и проспекта Победы, Братьев Кашириных и Комсомольского проспекта, Молодогвардейцев и 40-летия Победы… Моют улицы с шампунем, очищают от грязи и снега, обновляют асфальт и разметку. Всё для того, чтобы любимый город радовал жителей не только красивой архитектурой и уютными общественными пространствами, но и комфортными безопасными дорогами.