
«Северные ворота» сейчас больше напоминают рынок, чем автовокзал. Смотрим, что находится внутри
Автовокзал «Северные ворота», который находится на выезде из Челябинска в сторону Екатеринбурга, — это огромное трехэтажное здание, под завязку набитое магазинами одежды, церковными лавками и ларьками с телефонами. А кассы по продаже билетов занимают места не больше, чем закуток с турецкими духами. Корреспондент 74.RU побывал там, пообщался с продавцами, а также выяснил, кто владеет автовокзалом и почему он фактически превратился в ТЦ.

Здание автовокзала большое. Честно говоря, по размерам оно скорее напоминает аэропорт — неужели тут такой пассажиропоток?

Чтобы не обманываться из-за масштабов — вот вам местный колорит, прямо напротив главного входа

Слева от входа находятся перроны

В основном здесь останавливаются микроавтобусы, которые едут до ближайших поселков. Вот, например, «Газелька» до Долгодеревенского

Рядом — «отстойник» для тех, кому еще рано в рейс

Хотя иногда останавливаются большие автобусы. Чаще всего — рейс до Екатеринбурга, который едет с «Синегорья». Причем, здесь в него практически никто не садится

Обходим здание с другой стороны

Прямо на тротуаре — столы с сумками. Это предвестник картины, которую мы увидим в самом автовокзале
Продавцы — выходцы из Средней Азии — здесь необщительные. Покупателей довольно много, и светские беседы им вести некогда:
«Слушай, брат, не знаю я ничего про этот вокзал, кто там чем владеет. Тебе барсетку надо?» — нервно спрашивает молодой продавец.

Идем внутрь. Сразу с порога попадаем в… магазин STOLNIK. Ну, не кассы с билетами же вы тут надеялись увидеть?

К слову, магазин на удивление огромный — занимает весь этаж. Точно больше, чем аналогичные во многих торговых центрах

Но залы при этом пустые. Впрочем, может вечерами тут более людно

Это все, конечно, хорошо, но хотелось бы увидеть, как автовокзал используется по назначению. Не без труда узнаем, что кассы находятся этажом ниже

А вот и наш закуток — два окошка и несколько скамеек. В смысле, зал ожидания

По площади это едва ли больше соседних ларьков с духами или сумками

Работает одна касса из двух. В очереди стоят человек пять, в основном берут билеты в пригород

Если вы боитесь не выстоять, то передумайте. Альтернативы все равно нет

На табличке написано, что это место для людей на кресле-каталке. Правда, не уточнили, о чем речь: о стуле или о загончике, ограниченном желтой изолентой

К слову, не забываем, что автовокзал называется «Воротами». То есть, сюда приезжают и гости города, это приветствие — для них

Надо кому-нибудь на «Веселую ферму» в «Моем Мире» 100 рублей закинуть?

Оглядимся, что еще здесь есть. Традиция любого автовокзала — церковная лавка

Ну, и как же без духов. На них, кстати, есть спрос. Только при нас подходят две супружеские пары

А тут закуток со всяким-разным. Видимо, посетителей не слишком много, потому что продавец ушел, оставив добро без присмотра

А тут, как говорится, искали медь, но нашли золото. Это же те самые ларьки с телефонами-раскладушками из 2000-х!
Заходим в небольшой магазинчик одежды по соседству. Пенсионерка за прилавком охотно отвечает на вопросы — других посетителей не видно.
«Да это по сути торговый центр, а автобусники тут арендуют. Кассы живут на тех же правах, что и мы. <…> Мало людей отсюда ездит. Обычно в Долгодеревенское несколько бабушек. Утром — туда, вечером — обратно. Я их всех уже знаю, они же и наши главные покупатели», — делится продавец.
Девушка из ларька с сумками начинает смеяться, когда мы говорим, что здание больше похоже на рынок, чем на автовокзал.
«Да, сама не знаю, как так получилось. Денег хозяева, наверное, хотят больше и больше. Тут людей-то мало. Обычно перед кассами никого нет. Хотя, пару раз бывало, что длинные очереди выстраивались», — рассказывает девушка.

Современные проблемы требуют современных решений. Электричество-то не бесплатное. А пока телефон заряжается, можно зайти поесть

Рядом есть пельменная. Залы опять-таки выглядят пустовато, но люди есть

Сюда можно заглянуть на десерт

Пока ходим, в голову приходит понимание: тут не так уж и плохо. Если отбросить тот факт, что формально это автовокзал и называть вещи своими именами

Здесь чисто и спокойно. Это не похоже на типичные рынки, скорее на средненький, ухоженный торговый комплекс

Ладно, вернемся к реальности. Если захотите в туалет, то проще перехотеть. Потому что после 10:00 искать его — тот еще квест

Поднимаемся на третий этаж, минуя уже знакомый нам STOLNIK

Так мы попадаем в магазин «Ëlook» — смесь «Стольника» и местечкового магазина с китайскими «Адидасами». От первого — масштаб и оформление, от второго — ассортимент
Туалет при беглом осмотре не видно, поэтому подходим с вопросом к консультанту. А они тут без комплексов.
«За угол заходи, там пописаешь», — говорит мужчина с черной бородой и показывает на другой конец магазина.

Это, если что, вот тут — между кепками и кроссовками. Туалет платный, стоит 20 рублей

Раз уж зашли, глянем, что тут продают

Кроссовки в стиле всем известных брендов продают за полторы тысячи

Обувь посолиднее — на 200-300 рублей дороже

К слову, об известных брендах. Этот экземпляр стоит 2800 рублей

Есть олимпийки в стиле 1990-х по 2500 рублей

Маленькую часть третьего этажа также занимает магазин с опечаткой в названии. Может, сначала хотели сделать «1000 мелочей», но потом нашли на складе еще одну сковородку?

Но в целом название не обманывает, тут есть почти все

В том числе, для любителей роскоши…

… и тяжелого люкса. Это вам обойдется в 3400 рублей
«Основное назначение — автовокзал, а не торговля»
Автовокзал возвели в начале 2010-х. Застройщиком стала фирма «ПаркСити» экс-депутата Госдумы от Челябинской области Андрея Барышева.
ООО «ПаркСити» образовано в Челябинске в 2008 году. Адрес регистрации совпадает с адресом автовокзала — Свердловский тракт, 1н. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка компании на конец 2023 года составила 35,6 миллиона, чистый убыток — 3,3 миллиона рублей. Владельцем «ПаркСити» является экс-депутат Госдумы Андрей Барышев. Он также учредил несколько десятков других фирм. Например, управляющую компанию «Ремжилзаказчик», ЧОП «Метар-Безопасность», банный комплекс «Металлург».
В то время на северном направлении не было автобусного хаба, и проект Андрея Барышева задумывался как глобальная стройка.
«Город получит шикарный автовокзал с комфортным залом ожидания, предусмотрена даже комната матери и ребенка. Три уровня будут соединены эскалаторами, а выход на перрон предусмотрен прямо из здания», — рассказывал в 2011-м Барышев.
В объект площадью 6 тысяч м² «ПаркСити» тогда инвестировал около 170 миллионов рублей. На этапе планирования предполагалось, что внутри автовокзала будут какие-то магазины, но упор делали не на этом.
«Основное назначение здания — это все же автовокзал, а не торговля», — заявил тогда Андрей Барышев.
«Планировать — это не значит, что так будет на самом деле»
После посещения «Северных ворот» мы вновь пообщались с Андреем Барышевым. Он рассказал, что здание автовокзала до сих пор находится в его собственности. Как магазины, так и кассы здесь просто арендуют площади. Правда, последние — на особых условиях.
«Кассы — это социально значимый объект, поэтому мы им бесплатно предоставляем место, на благотворительной основе», — объяснил бизнесмен.
Тот факт, что зал ожидания сжался до размера нескольких скамеек, — ответ на низкий спрос.
«Этого места хватает. Там еще столовая есть — тоже люди сидят. Мы на практике посмотрели и так решили. Там же маленькие автобусы обычно ездят — не очень большой поток людей», — объяснил Андрей Барышев.
Он подчеркнул, что здание по документам по-прежнему является автовокзалом, а не торговым центром. Это накладывает более жесткие требования к остеклению, видеонаблюдению, наличию запасных выходов — все как на других транспортных объектах: вокзалах, аэропортах.
Тем не менее, фактически это здание — именно торговый центр. Все, что связанно с автобусами, — кассы и уличные перроны — принадлежат ООО «Служба организации движения» (не путать с МУП «СОД»), которое не связана с Барышевым.
ООО «Служба организации движения» образовано в 2012 году в Челябинске. Официальная выручка на конец 2023 года — 113,2 миллиона, чистая прибыль — 42,3 миллиона рублей. Учредители — Инна Боровик (75%), которая не владеет другими компаниями, и Александр Зарубин (25%). Зарубин также имеет долю в фирме-застройщике «Профессорский».
Александр Зарубин рассказал нам, что кассы действительно арендуют площадь в здании на льготных условиях, но не бесплатно.
«Есть два коммерсанта, которые о чем-то договариваются. При этом есть коммерческая составляющая, а есть — социальная. Но она все равно денег стоит. Более льготные условия просто», — объяснил Зарубин.
По его словам, автовокзалы часто начинают соседствовать с торговыми площадями, как это, например, происходит в «Синегорье».
«Когда автовокзалы перешли в частные руки, стало ведь нужно откуда-то брать деньги. А государство их не дает. ООО — это коммерческие организации, которые ведут свою деятельность и не просят денег. Государство подталкивает: работайте, думайте, решайте», — сказал директор «СОД».
Он подчеркнул, что при этом в Челябинске сеть автовокзалов развита хорошо: они есть в разных частях города, и люди могут выбрать для себя наиболее удобный.
И все-таки он допустил, что масштаб пассажиропотока для «Северных ворот», который планировали изначально, оказался слишком оптимистичным.
«Планировать — это не значит, что так будет на самом деле. Транспорт — он как живой организм, ты не можешь угадать на 100 процентов, как все будет», — отметил Александр Зарубин.
По его словам, нынешний размер зала ожидания и два окошка в кассе — результат реального спроса.
«На данный момент этого достаточно. Если что-то изменится, например, построится новый микрорайон на ЧМЗ, то мы будем расширяться. Всегда смотрим по пассажиропотоку», — заключил Александр Зарубин.
Напомним, Андрею Барышеву также принадлежит подземный переход на Черкасской — рядом с «Северными воротами». Мы туда спустились, узнали, как живет это подземелье и сколько получается зарабатывать на продавцах.
Ранее мы рассказывали, что относительно новый автовокзал «Восточные ворота» в Тракторозаводском районе, похоже, повторяет судьбу северного аналога и превращается в торговый комплекс. По крайней мере, число пассажиров там значительно уступает количеству покупателей, которых притягивают торговые точки, раскинувшиеся на двух этажах.