
Бодрая растяжка мотивирует слабо: хочется конкретики
Строительство метротрама — один из самых обсуждаемых и амбициозных проектов властей Челябинской области. Недавно «транспорт будущего» снова напомнил челябинцам о себе чувствительными неудобствами в настоящем: 12 апреля был полностью перекрыт участок проспекта Победы.
А ради чего, собственно, всё это? Чтобы актуализировать схему будущего метротрама в Челябинске, мы запросили данные у областного Миндортранса. Обнаружилось, что за несколько лет проект претерпел некоторые изменения, а вот злополучные тоннели остались в том же виде, что 4 года назад.
Садимся на разные ветки
Как и в исходном проекте, метротрам сейчас состоит из двух основных линий, ключевое отличие — в том, что линия «Восток-Запад» (синяя ветка) под проспектом Ленина будет проложена от Комсомольской площади до ЮУрГУ. Станция «ЮУрГУ» планируется исключительно подземной, разворот оборудуют прямо в тоннеле. Выходить на поверхность, соединяясь с трамвайными путями, тоннель должен в районе пересечения Ленина-Героев Танкограда.
Линия «Север-Юг» (зеленая ветка) будет выходить на поверхность в районе Каслинского рынка, на пересечении Косарева-Победы, а также на Овчинникова за железнодорожным вокзалом, чтобы соединить метротрам с основными трамвайными линиями, на Овчинникова проложат новые трамвайные пути. А вот о том, чтобы продлевать их дальше — по мосту на Доватора-Дзержинского в Ленинский район — похоже, речи пока нет.


Справа — то, как схема метротрама выглядела в 2021 году, когда ее впервые презентовал губернатор Алексей Текслер. Слева — текущий вариант, линии заметно сократились
Нет в обновленном проекте метротрамвая и ветки на Университетской набережной, а разворотное кольцо теперь планируется построить на Каслинской, в районе бывшего стадиона Цинкового завода. Впрочем, эта площадка будет иметь техническое значение: предполагается, что скоростные трамваи будут ходить по обычным наземным трамвайным путям до существующих конечных остановок.
Пересесть с одной ветки на другую можно будет на остановке «Площадь Революции». По данным «Моспроект-3», на синей ветке эта станция будет залегать на глубине 12,6 метров, а на зеленой — 23,6 метров. Глубина «Комсомольской площади» — 11,7 метров, у станции «ЮУрГУ» — пока не определена, а глубже всех пока «Торговый центр» — 38,2 метра под землей.
Что уже построено?
По данным областного Миндортранса и «Моспроект-3», на данный момент готовы основные конструкции вестибюлей и самих станций на «Торговом центре» и «Комсомольской площади». Под землей уже проложен участок правого тоннеля мелкого залегания на линии «Восток-Запад» длиной 1,39 километра и тоннели линии «Север-Юг» протяженностью 3,3 километра (в том числе — тоннель для эскалатора на станцию «Торговый центр»). Общая протяженность подземной части всех линий — 12,5 км (7,11 на зеленой и 5,33 на синей).
История челябинского метротрамвая началась в 2021 году. Профинансировать проект пообещал лично президент Владимир Путин. Затраты на строительство власти Челябинской области тогда оценили в 73 миллиарда рублей, запустить подземные ветки рассчитывали уже в 2024 году. В 2024 году тогдашний глава Миндортранса Алексей Нечаев озвучил новые сроки: завершить строительство планировалось в 2026 году, запустить линию «Север-Юг» — в 2027-м.
Генеральный подрядчик стройки — «Моспроект-3» — приступил к работе больше полутора лет назад, в конце 2023 года для подготовки к строительству станции была закрыта улица Овчинникова. В прошлом году на этой площадке начали рыть котлован для будущего тоннеля. Аналогичная работа теперь стартовала на проспекте Победы. А вот сами тоннели за всё это время длиннее не стали.

Уже построенные к 2021 году участки тоннелей (отмечены пунктиром) в 2025-м остались теми же
С начала 2025 года «Моспроект-3» опубликовала несколько многомиллиардных тендеров на работы по проходке тоннелей, однако исполнителей пока не нашлось.
Все новости о челябинской «стройке века» — в нашем специальном сюжете.