
Маршрут пролегал от центра города до «Мечела»
Журналист 74.RU Артем Краснов решил увидеть Челябинск с необычного ракурса: он сел на велосипед в центре и проехал на север, до самых дальних промзон, через Тракторозаводский и Металлургический районы. Ниже — видеоотчет о поездке, а еще рассказ Артема от первого лица о том, как резко меняется город при выезде из центра.
Я хотел снять Челябинск максимально разнообразно, чтобы уравновесить все стереотипы сразу. Город у нас не настолько ужасный, как представляют хейтеры, и не столь уж цветущий, как порой пытаются показать власти.
Чего я не ожидал — это контраста между центром и окраинами. Порой кажется, что перемещаешься не только в пространстве, но и во времени. Вечная проблема российской провинции: она всегда где-то на 30 лет позади. Или на 300?

Место старта
Я стартовал от драмтеатра и площади Революции и поехал через Тракторовку (Кировку). В разгар майских праздников они выглядели с иголочки, словно компьютерная симуляция альтернативной истории, в которой советское кумачевое благополучие обрело современные черты.
На набережной около филармонии тоже идиллия, чуть омраченная пятном недоремонтированного цирка. И всё равно классно и современно. Здесь у города есть свое лицо с глазом колеса обозрения и перевернутой улыбкой недостроенного конгресс-холла. Здесь Челябинск фотогеничен и легок характером. Примыкающая улица Труда немного эклектична, но тоже на позитиве. Те, кто видят Челябинск в центре, часто недоумевают, за что его критикуют жители. Ну, просто не все в центре живут.

Набережная напротив цирка
Проезжаешь площадь Павших, и весь лоск слетает с города как фата. Праздник закончился, начались будни. Те самые трудо(вые)будни. Слева — забор с просроченными афишами, справа — однотипные пятиэтажки. Пивнушки и кочерыжки обрезанных деревьев. Одна из проблем Челябинска — хорошие места тут встречаются, но расположены пятнами и не соприкасаются друг с другом.
В промзону я поехал через Тракторозаводский район, к которому питаю слабость, потому что когда-то там жил. Мне и сейчас нравятся улицы типа Грибоедова со старыми двухэтажными домами и большими запущенными дворами. Рабочие районы тоже слегка почистили, привели к общему знаменателю минирынки, почистили стены от сыпи афиш и объявлений. Но всё равно дома тут увязают в прошлом, стареют, перекашиваются. Этот Челябинск нарос во времена индустриальной революции XX века и с ней же теперь хиреет. От благополучия улицы Горького осталась только ее относительно свободная планировка, а еще сотни воспоминаний ее жителей (и моих тоже), которые придают этому району вкус вечного лета.

Дома уже настолько стары, что живописны
А потом я выехал из жилой застройки и по улице Героев Танкограда двинулся в глубину промзон. Вообще-то это большая улица, на которой расположено немало предприятий, включая ЧЭМК. Но она как будто мало изменилась за все постсоветские годы, и здесь легко представлять, что на дворе по-прежнему 90-е с их полусамодельными вывесками, приемом лома на каждом углу и колючей проволокой на бесконечных заборах.
Зато на дороге «Северный Луч» есть маркер нового времени — зеленый холм рекультивированной свалки. Но сворачиваешь на Хлебозаводскую и далее — на Морскую, и опять накатывает покинутое чувство 90-х. Одинокая собака пылится у железных ворот с приспущенным стальным тросом вместо шлагбаума.

Промзона в районе ЧЭМК и ТЭЦ-4
Из плюсов: в промзоне теперь можно дышать. Воздухом, я имею в виду. Раньше от заводов и свалки поднималась пыль, дым валил из каждой дыры, на машинах по ночам оставался несмываемый осадок. В день моей поездки НМУ не было, да и в целом как будто стало чище. Тот же ЧЭМК закрыл недавно электродный цех, да и ЧМК («Мечел») теперь не дымит так бесхозно, как еще лет пять назад. Мне вообще жаль, что неплохо стартовавший экологический проект Челябинска в годы СВО если не остановился, то как минимум сбавил темп.
От «Мечела» я решил возвращаться через Металлургический район, изрядная часть которого застроена еще в сталинские годы и несет их колорит. Как и ЧТЗ, район прихорашивается фрагментарно: пространство около ДК ЧМК как с туристической открытки, а зайдешь в соседний двор, там забытость и тлен, которые встретишь в металлургических городах горнозаводской зоны.

ДК ЧМК
А еще немецкий квартал: я не удержался от соблазна проскочить мимо. Он классный, хотя для жизни, судя по разбитым окнам, уже почти непригодный. Сейчас обсуждается вопрос его сноса, но лично я скорее против. Я не знаю, почему власти сталкивают людей лбами и ставят вопрос так: либо сносить, либо его жители так и будут страдать в старых домах. Соломоново решение — переселить людей, а дома отреставрировать и отдать… да под что угодно. Хоть под музей уральской металлургии, хоть под лофт-студии для прогрессивных айтишников. Позже мне написал один из читателей, мол, жил там, дома мрачные, и жители такие же. Но и айтишники часто нелюдимые, так что идея как будто рабочая.

Немецкий квартал не признают культурным наследием, но выглядит он очень фактурно
Из этой поездки я вынес ощущение сильного градиента челябинской застройки. Гостям города его можно показать настолько по-разному, что они потом передерутся, споря, чей Челябинск реальнее. Но кое-какой прогресс наметился по всем фронтам, просто из десяти шагов к успеху город сделал один-два, и важно не останавливаться. У Челябинска много проблем, но неразрешимых нет.

Редактор проекта «Авто»