RU74
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Челябинске
Погода-1°

переменная облачность, небольшой снег

ощущается как -6

5 м/c,

ю-з.

743мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Город Авто Новый ГОСТ: законны ли постановления с челябинских камер видеофиксации

Новый ГОСТ: законны ли постановления с челябинских камер видеофиксации

Адекватность камер видеофиксации проверят новым госстандартом.

С 1 июня начали действовать два новых стандарта: ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016. Первый оговаривает требования к комплексам автоматической видеофиксации, второй – к способам их установки. Что это – формальность или реальная защита от «камерного» произвола?

Камеры видеофиксации в Челябинске ловят за превышение скорости, проезд на красный, заступ за стоп-линию, выезд на встречную полосу, непропуск пешехода и ряд других нарушений

Автоматический режим

– Одним из главных нововведений является официальное определение автоматического режима видеофиксации нарушений, – комментирует автоюрист Юрий Панченко. – До сих пор юридически значимого определения не было, что ставило под сомнение всю концепцию автоматической видеофиксации.

Например, ряд нарушений, выявленных камерой, проходит верификацию сотрудником центра видеофиксации, который принимает окончательное решение – было нарушение или нет. Считать ли такой режим автоматическим?

«Автоматический режим фото- и видеофиксации – режим работы специальных технических средств, обеспечивающий выявление фиксируемого события без участия человека (оператора), формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы для вынесения постановления по делам об административных правонарушениях», – читаем в стандарте.

Короче говоря, главным признаком автоматического режима является «бесчеловечное» выявление нарушения, однако запрета на перепроверку данных нет.

Точность и скорость

Большой блок посвящен животрепещущему вопросу точности и диапазонов измерений. Например, скорость должна измеряться в диапазоне 20-250 км/час, погрешность для скоростей до 100 км/час составляет ±2 км/час, для скоростей выше этого предела – ±2%. Для технических средств без алгоритма трекинга диапазоны побольше – ±3 км/час и ±3% соответственно.

Подобные требования вряд ли революционны. Для примера: даже при максимальной скорости 250 км/час погрешность в ±3% – это разбег в 15 км/час, тогда как КоАП не наказывает превышения менее 20 км/час.

– О сущности этих стандартов известно давно, – поясняет Юрий Панченко, – и вряд ли они стали неожиданностью для производителей комплексов видеофиксации. Наоборот, ряд требований ГОСТов выглядит как послабление, например, если раньше у переносного комплекса КРИС-П указывалась погрешность 1 км/час, то теперь 2 км/час, что все равно соответствует требованиям норматива.

Стационарные комплексы видеофиксации обозначаются знаками, мобильные – нет

Перечень документов

Важной для водителей частью нового ГОСТа является описание документации, которую должны формировать комплексы автоматической видеофиксации. Перечень фото- и видеодоказательств зависит от типа нарушения. Например, для заступа за стоп-линию необходимо предоставить три фото (до пересечения, в момент и после), а также крупный план автомобиля с читаемым номерным знаком, увеличенное изображение номерного знака и время с момента включения запрещающего сигнала.

Правила установки

Стандарт определяет и требования к установке комплексов видеофиксации, например, обязывает монтировать их так, чтобы они не ограничивали видимость знаков и светофоров и не слепили водителей подсветкой.

Также оговорены места, где рекомендовано применение камер, например, на дорогах, где на участке не более 200 метров в городе и 1000 метров за городом произошло три и более ДТП с пострадавшими в течение года. При этом, однако, есть оговорка: камера должна фиксировать нарушение, которое послужило причиной этих аварий. Аналогично в фокус камер попадают аварийные перекрестки, участки дорог с ограниченной видимостью, дороги с полосой для маршрутного транспорта и так далее.

Но есть и более специфические требования, например, зоны контроля камер не должны накладываться друг на друга, если камеры фиксируют одинаковые нарушения. Это исключает двойное наказание за один и тот же проступок.

Инспекторы проверяют правильность распознавания номера и факт правонарушения, однако лишь для тех постановлений, где комплекс автоматической видеофиксации «усомнился» в собственной адекватности, например, не полностью распознал номер

Обязателен ли ГОСТ

Насколько внедрение новых ГОСТов изменит подходы в работе с камерами видеофиксации? По мнению нашего эксперта, революции не произойдет.

– Во-первых, чтобы данные ГОСТы стали обязательными, их должны указать в списке стандартов Закона о безопасности дорожного движения, чего пока не сделано, – комментирует Юрий Панченко. – Эти ГОСТы обязательны, когда речь идет о госзакупках оборудования, поэтому если ГИБДД как госструктура будет закупать камеры, они должны удовлетворять ГОСТам. Но это требование не распространяется на закупку камер коммерческими операторами камер, что практикуется в ряде регионов.

Что получают автомобилисты

Может ли автомобилист «засудить» камеры, если их несоответствие стандартам доказано? В отдельных случаях – да, если речь идет о невыполнении требований, которые могли напрямую повлиять на выявление правонарушения. Скажем, если два объекта видеофиксации контролируют один участок дороги «внахлест», из-за чего автомобилист получил два штрафа, он может отменить один из них. Впрочем, оспорить подобное двойное постановление можно было и раньше.

– Хорошо, что появились требования к документам, которые служат доказательством правонарушения, – считает Юрий Панченко. – Соответственно, если автомобилист получает на руки не полный список доказательств, это повод подвергнуть адекватность выводов сомнению.

Но в случаях, когда «нестандартность» камеры не влияет на установление факта правонарушения, уйти от ответственности удастся едва ли. Здесь уместна аналогия с установкой знаков не по ГОСТу, что встречается в России сплошь и рядом. Да, можно привлечь к ответственности дорожников, но нестандартность знака (скажем, его установка на неправильном расстоянии от объекта) во многих случаях не является поводом не выполнять его требования.

В целом нужно понимать, что ГОСТы не столько регулируют отношения ГИБДД и автомобилистов, сколько служат ориентиром для производителей и операторов камер. И как минимум не стоит считать, что все постановления со «старых» камер с 1 июня стали незаконными.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Педиатр из Челябинска высказался об отмене преследования врачей по «кошмарящей» статье Уголовного кодекса
Анонимное мнение
Мнение
Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления