С апреля в Челябинске возобновится видеофиксация нарушений: монтаж оборудования идет полным ходом. Мы проехались по местам установки новых камер и обнаружили несколько интересных подробностей.
Полноценная работа системы фото- и видеофиксации нарушений в Челябинске прекратилась в январе. В тендере на оказание подобных услуг победила новая для города компания — нижегородская «АЭЛЬ-РТС инжиниринг». Камеры «Ростелекома» по-прежнему работают, но информацию в ГИБДД не передают. В центре обработки вызовов «Безопасный регион», который выступал в конкурсе заказчиком, нам объяснили, что для возобновления работы ростелекомовских камер прорабатываются разные варианты, но конкретики пока нет.
Контракт на общую сумму 273 миллиона рублей предполагал, что победитель конкурса в течение 15 дней предоставляет заказчику для проверки 33 комплекса, из которых 20 располагаются на территории Челябинска.
Судя по всему, сроки не выполняются, и в распоряжении редакции есть подписанный руководством областной ГИБДД документ, в котором констатируется отсутствие перечня комплексов по состоянию на 8 марта 2018 года. Контракт предписывал сделать это через 15 рабочих дней после даты подписания, то есть до 26 февраля.
Тем не менее монтаж оборудования идет. В ГИБДД и «Безопасном регионе» нам сообщили, что проверки комплексов на работоспособность начнутся со следующей недели.
Мы проехали половину из 20 точек установки новых комплексов. Обнаружить их удалось не везде, например камер не видно на перекрестках улиц Молодогвардейцев и Кашириных, Кашириных и Чичерина, проспекта Победы и улицы Кирова, на улице Труда возле ТРК «Родник».
Камеры уже установлены на пересечении Победы и Чайковского, проспекта Победы и Салавата Юлаева, Комсомольского проспекта и улицы 40-летия Победы, Комсомольского и Молодогвардейцев. Читатели сообщают, что идет монтаж камер в начале ул. Гагарина (около дома № 4). По грубым прикидкам, работа пока выполнена наполовину.
В ГИБДД отметили, что в отличие от привычных Челябинску камер «Одиссей», «Кордон» и «Азимут», новая компания заявила установку комплексов «Интегра-КДД» и «Птолемей-СМ».
«Интегра» относится к довольно продвинутым средствам видеофиксации, которая распознает 28 типов правонарушений. Помимо традиционного проезда на красный или заступа за стоп-линию, она распознает создание заторов на перекрестке, остановку в неположенном месте, непропуск пешехода и даже езду без ближнего света фар.
На проверенных нами перекрестках установлены исключительно комплексы «Птолемей-СМ» питерской компании «Лаборатория цифрового зрения». Правда, в реестре средств измерения «Птолемей-СМ» заявлен исключительно как определитель скорости, но на сайте производителя есть информация о возможности контроля ПДД на перекрестках, включая проезд на красный, наезд на стоп-линию, нарушение правил маневрирования и поворот из неправильного ряда.
— Комплексы «Птолемей-СМ» по функционалу аналогичны «Стрелке-СТ» и «Автодории», — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Они не распознаются радар-детекторами, потому что не имеют излучателей, и определяют скорость исключительно по анализу видеозаписи. У них достаточно серьезная оптика, и хотя теоретически их можно использовать для распознавания нарушений, вроде наезда на стоп-линию, смысл такого подхода непонятен, потому что в этом случае достаточно более простой камеры.
Судя по выбранным местам установки, в Челябинске комплексы будут фиксировать весь спектр нарушений, а замерять скорость смогут еще на подъезде к пересечению. Распознающие камеры определяют номер на расстоянии до 70 метров, но основная камера отличается гораздо большей дальнобойностью и может вести автомобиль нарушителя сотни метров.
Мы пытались связаться с компанией «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» и производителем комплексов, «Лабораторией цифрового зрения», но ответов пока не получили.
Что интересно, комплексы «Птолемей-СМ» малозаметны, и порой их почти невозможно разглядеть в путанице проводов или рекламных и осветительных конструкций. Настоящие стелс-камеры, которые видно едва ли лучше, чем информационную табличку 8.23 «Фотовидеофиксация». С учетом их дальнобойности и скрытности для радаров, первые месяцы работы новых камер будут урожайными, особенно в вечерние часы.
Кроме того, в Челябинске должна возобновиться фиксация нарушений с помощью 30 мобильных и передвижных комплексов, что также предусмотрено контрактом.
Точных сроков начала работы пока не называют. По оптимистичным оценкам, часть из них заработает уже в апреле. По контракту через три месяца после первой порции камер «АЭЛЬ-РТС инжинирнг» должна предоставить список из еще 15 стационарных объектов для контроля автомобильных нарушений, но по всем признакам сроки будут еще смещаться неоднократно.
Для Челябинска это — серьезный шаг назад. В прошлом году помимо собственных камер «Безопасного региона» (они работают и сейчас) нарушения выявляли 42 комплекса ПАО «Ростелеком». Даже если предположить, что «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» быстро введет в работу первые 20 комплексов и добавит еще 15 летом (часть из них может быть в области), относительно прошлого года численность камер сократится.
При этом у компании «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» уже случались проколы: например, в прошлом году она выиграла аналогичный конкурс на услуги фотовидефиксации нарушений в Кургане, но в феврале этого года заказчик предъявил претензию на 750 тысяч рублей за ненадлежащее исполнение обязательств. За оговоренный срок компания должна была зафиксировать около 1 миллиона нарушений, но фактическое количество составило 26 тысяч, следует из документов на сайте госзакупок.
Мы продолжаем следить за развитием ситуации.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru
Артём Краснов