Lada Vesta CNG стала первой отечественной машиной с заводским √Ѕќ дл€ метана, но цена кусаетс€ — от 780 тыс€ч рублей
Lada Vesta CNG стала первой отечественной машиной с заводским √Ѕќ дл€ метана, но цена кусаетс€ — от 780 тыс€ч рублей

¬о врем€ пр€мой линии 7 июн€ президент –оссии ¬ладимир ѕутин в ответ на вопрос о перспективах электромобилей в стране в очередной раз подчеркнул приверженность курсу на газомоторное топливо, назвав его гораздо более экологичным. “ак ли это и есть ли в –оссии предпосылки к переводу автотранспорта на газ, разбиралс€ 74.ru.

„то такое газомоторное топливо?

ќно бывает двух видов. —жиженный газ пропан-бутан уже сейчас активно используют и частники, и коммерческий транспорт: на нЄм езд€т маршрутки, такси и развозные фургоны. ѕлюс пропан-бутана в его дешевизне, хот€ в последний мес€ц разница с бензином сократилась: ј»-95 стоит 43-45 рублей, литр пропан-бутана — в районе 20 рублей. ƒаже с учЄтом большего расхода, экономи€ получаетс€ существенной: дл€ легковушки пор€дка двух рублей за километр. Ёто эквивалентно 40-50 тыс€чам рублей в год при пробеге 20 тыс€ч километров.

Vesta CNG имеет баллон дл€ сжатого метана, в который под давлением 200 атмосфер входит 18 кубометров газа
Vesta CNG имеет баллон дл€ сжатого метана, в который под давлением 200 атмосфер входит 18 кубометров газа

Ќо есть ещЄ более перспективный сжатый газ метан. ‘актически это очищенный природный газ, запасы которого в –оссии одни из самых больших в мире. ћетан ещЄ дешевле (пор€дка 16 рублей за кубометр) и обладает р€дом полезных свойств, например, октановым числом свыше 100 единиц. ƒл€ сравнени€, цена бензина ј»-98 сегодн€ приблизилась к 50 рубл€м за литр.

ƒействительно ли газомоторное топливо экологично?

—мотр€ с чем сравнивать. √аз чище жидкого топлива: в нЄм нет (или очень мало) серы, смол, ароматических углеводородов, металлов и так далее. ћеньша€ дол€ углерода в газовом топливе снижает выбросы угарного газа и несгоревших углеводородов. ѕотенциально газовый автомобиль можно сделать экономичнее бензинового за счЄт повышени€ степени сжати€, но это исключает использование обычного бензина.

¬ то же врем€ при сгорании газа всЄ же образуютс€ вредные выбросы, в частности, токсичные окислы азота NOx, хот€ и в меньшем объЄме.

¬ ≈вропе автомобили с оборудованием дл€ сжатого и сжиженного газа продаютс€ в автосалонах и пользуютс€ неплохим спросом
¬ ≈вропе автомобили с оборудованием дл€ сжатого и сжиженного газа продаютс€ в автосалонах и пользуютс€ неплохим спросом

¬прочем, увлечение ≈вропы электромобил€ми во многом св€зано с необходимостью снизить выбросы углекислого газа —ќ2, который способствует парниковому эффекту. ѕриродный газ снижает выбросы —ќ2, но лишь на 20-30%.

“ем не менее перевод автопарка на газовое топливо, особенно метан, позвол€ет радикально — то есть в разы — сократить общие выбросы основных вредных веществ.

Ёлектромобили вроде Nissan Leaf — больша€ редкость дл€ „ел€бинска
Ёлектромобили вроде Nissan Leaf — больша€ редкость дл€ „ел€бинска

ј если сравнить с электромобил€ми

Ћокальна€ экологи€ пока остаЄтс€ главным плюсом электромобилей, которые не гад€т там, где езд€т.  роме того, они гораздо тише.

Ќо электричество нужно вырабатывать, и в –оссии 68% электроэнергии добывают тепловые электростанции, сжигающие уголь, газ или другое ископаемое топливо. Ќеобходимость быстро наращивать мощности под парк электромобилей практически исключает долгосрочные проекты, вроде строительства современных јЁ— или √Ё—, поэтому с точки зрени€ глобальной экологии электромобили сул€т выгоду в одном случае — если состоитс€ переход на зелЄные источники, вроде ветрогенераторов или солнечных батарей. ¬ –оссии дол€ альтернативной энергетики пока ничтожна, а еЄ стоимость высока.

„ел€бинск в тренде: в начале 2018 года открылась перва€ электрозар€дна€ станци€
„ел€бинск в тренде: в начале 2018 года открылась перва€ электрозар€дна€ станци€

≈вропейский автопром после скандала с концерном Volkswagen (так называемый «дизельгейт») вз€л курс на электромобили. Ќо технических проблем ещЄ много: от дороговизны и недостаточной Ємкости аккумул€торов до отсутстви€ полноценной инфраструктуры дл€ зар€дки электромобилей

»спользование электромобил€ в „ел€бинске похоже на самоист€зание, несмотр€ на открытие первой в городе официальной электрозар€дной станции. ѕравда, новые поколени€ электромобилей обеспечивают куда больший пробег на зар€дке.

„то мешает жать на газ

√отовы ли вы ездить на метане?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ”же езжу
  • ƒа, если будут ј√Ќ —
  • Ќет, это же опасно
  • Ќе вижу смысла
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

јвтомобили на газовом топливе тоже не лишены минусов, например, баллоны занимают немало места. ѕри переделке бензиновых автомобилей страдает, как правило, объем багажника, но при создании чисто газовых моделей есть возможность разместить баллоны, например, на месте бензобака под полом. ѕричЄм дл€ автомобилей на сжатом газе проблема острее: он хранитс€ в сжатом виде под давлением пор€дка 200 атмосфер, что требует толстостенных баллонов и надежной аппаратуры. Ќе добавл€ет оптимизма и сложность легализации газобаллонного оборудовани€ при самосто€тельной установке.

Ќо есть проблема серьЄзнее: если заправки сжиженным газом (ј√«—) более-менее распространены, то метановых станций (ј√Ќ —) мало. ¬ „ел€бинске, например, действует лишь три ј√Ќ —, ещЄ п€ть — по области. ѕоездка на Lada Vesta CNG от „ел€бинска до ћосквы на чистом метане если возможна, то в очень экономичном режиме и с посто€нными крюками дл€ посещени€ ј√Ќ —. Ќапример, после златоустовской станции придетс€ т€нуть до ”фы 286 километров, тогда как при нормальной езде метанова€ «¬еста» проезжает на заправке метаном 230 км.

Ѕаллон Vesta CNG расположен в багажнике и уменьшает его объем с 480 л до 250 л
Ѕаллон Vesta CNG расположен в багажнике и уменьшает его объем с 480 л до 250 л

ќтсутствие сети ј√Ќ — — основна€ причина непопул€рности метана: оборудование стоит недЄшево (в случае с Vesta CNG доплата 170 тыс€ч) и окупаетс€ при регул€рном использовании. ѕолучаетс€ замкнутый круг: производители не выпускают «метановые» модели, потому что нет ј√Ќ —, а те не развиваютс€, потому что нет спроса.

¬ласти не первый раз декларируют необходимость развити€ сети ј√«— и ј√Ќ —. ѕоследн€€ инициатива исходила от президента ¬ладимира ѕутина, который в марте этого года поручил кабинету министров разработать меры дл€ развити€ газомоторного транспорта.

¬ „ел€бинске уже много лет используютс€ автобусы на сжатом газе
¬ „ел€бинске уже много лет используютс€ автобусы на сжатом газе

¬прочем, конкретики в этом вопросе пока мало. Ќекоторое шевеление наблюдаетс€ с крупногабаритными машинами, например, на ёжном ”рале планируют масштабный перевод общественного транспорта на газомоторное топливо. ѕозитивный опыт уже есть: с 2012 года в „ел€бинске используютс€ автобусы на метановом топливе. ¬ 2014 году годовую экономию от перехода на газ оценили в 350 тыс€ч рублей на каждую машину. ј вот идею использовать китайские электрические автобусы после испытаний признали нецелесообразной, хот€ на маршруте в „урилово использовали помесь троллейбуса и автобуса, но, скорее, от безысходности.

„то касаетс€ масштабного перевода транспорта на метан, проблема, веро€тно, в другом: это снизит спрос на бензин и дизтопливо, осложнив жизнь нефт€ным компани€м. ј их благополучие дл€ –оссии порой важнее экологии.

√отовы ли вы ездить на метане?

  • ”же езжу

    6,2%

  • ƒа, если будут ј√Ќ —

    46,6%

  • Ќет, это же опасно

    20,3%

  • Ќе вижу смысла

    26,9%

¬сего проголосовало:

320