21 июня губернатор Борис Дубровский вручил госнаграду, одну из главных для врачей, заведующему отделением травматологии и ортопедии №1 Челябинской областной клинической больницы Леониду Полляку. Указом президента страны известному южноуральскому доктору присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». 74.ru не раз рассказывал истории пациентов этого замечательного доктора и, конечно, сегодня мы не могли упустить возможность поздравить Леонида Наумовича.
Фамилия травматологов Полляков известна далеко за пределами Челябинской области. Старший Полляк, Наум Авраамович, во многом был первым – энтузиаст и бесстрашный первопроходец по сути. Первым в Союзе в 1963 году он выполнил артроскопию, которую потом долгие годы называли методом Полляка. Первым в УрФО начал заниматься протезированием тазобедренных суставов. Наум Авраамович работал в Челябинске с 1953 года, где создал первые специализированные отделения травматологии в больнице ЧТЗ (теперь ГКБ №8. – Прим. автора) и ортопедии в больнице ЧМС (теперь клиника Южно-Уральского медицинского университета (ЮУГМУ). – Прим. автора), а затем самую крупную в городе ортопедо-травматологическую службу в больнице ЧТПЗ (теперь ГКБ №9. – Прим. автора). 35 лет был главным ортопедом-травматологом Челябинска. В 60-е годы в челябинской глубинке этот бесстрашный доктор брался за такие немыслимые вещи, которые только сегодня стали обыденностью, – удлинение конечностей и костную аллопластику.
Старший сын Наума Авраамовича Михаил тоже стал травматологом. После окончания Челябинского медицинского института уехал работать в соседний Свердловск – в НИИ травматологии и ортопедии, да так там и прижился. Сегодня Михаил Наумович заведует отделением травматологии и ортопедии в Центре косметологии и пластической хирургии им. С. В. Нудельмана, защитил кандидатскую диссертацию, имеет звание «Заслуженный врач РФ».
«Наш» Полляк тоже закончил Челябинский мединститут, а потом по распределению попал в Новосибирск – НИИ травматологии и ортопедии. Говорит, заслали с совершенно конкретной целью: в свежую струю – раз, в хорошую струю – два, и чтобы максимально быстро стал не сыном, а сам. И это считает очень мудрым решением. Свой путь в профессию Леонид Наумович называет в принципе предопределённым. Однако отмечает, что никто их с братом не тащил за уши и никакой профориентации не проводил.
– Мы в четвёртом классе писали сочинения о том, кем хотим стать в жизни, потом учительница их на выпускном раздала, и у меня было написано – травматолог, – вспоминает заслуженный врач РФ. – Даже во время учёбы колебания по поводу направления – онколог, лор – минимальные какие-то были, но потом в голове всё устаканилось. В институте много всего было интересного, но потом понял, что интереснее всего травматология. Брат – то же самое, ничего интереснее нет.
Смеётся, что Полляки, «как канадские лесорубы», только о профессии и говорят.
– Мы с братом каждый день перезваниваемся, сейчас с утра ему картинки послал – у нас вчера интересный случай был. Он мне тоже шлёт, – добавляет Леонид Наумович.
Говоря о развитии отрасли, главный травматолог минздрава Челябинской области подчёркивает, что за те 40 лет, что он в деле, всё изменилось коренным образом. И уровень стал другим, и подходы, и взгляды.
– Изменилось очень многое, и даже не столько технологии, сколько идеология, – рассуждает доктор. – Это абсолютно другая наука, другая специальность. Если раньше считалось, что травматолог – это хирург неудавшийся, то сегодня обе специальности – абсолютно разные и самодостаточные. Багаж «старых» знаний остался, без него никуда. Если говорить какие-то правильные слова, то индивидуальная работа в травматологии невозможно, только командная: командный дух, когда все двигаются в одну сторону. В выигрыше и пациенты. Если раньше те же шейки бедра оперировали крайне редко, то сегодня это рутина. Всё зависит только от пациента: голова на месте или не на месте, количество болячек, перспектива на подъём есть или нет. Мы оперировали пациентов и за 90: если бабушка «маячит», берём, не говоря уже о сложнейших случаях, которые раньше считались безнадёжными.
С 1998 года Леонид Наумович руководит отделением травматологии и ортопедии №1 ЧОКБ. Свой принцип руководства он определяет так: когда в охотку – нет большего удовольствия, когда по принуждению – нет большего наказания. Прослойка врачей среднего возраста в отделении очень маленькая. По словам руководителя, «в основном либо возрастные врачи, либо мальчики, но мальчики очень хорошие, селекционированные». И это действительно так. Можно без преувеличения сказать, что все врачи и сотрудники, которые работают в отделении, – с горящими глазами.
– Или с закрытыми, – шутит доктор. – Знаете, когда студенты приходят, есть очень толковые ребята, которые действительно «горят», им интересно всё, а есть которые приходят и работают только по команде: кнопку нажал – делает, кнопку не нажал – не делают. Это скучно.
О своём послужном списке, где есть награды не только от минздрава, правительства, но и Минобороны и МЧС, Леонид Наумович особо распространяться не любит. Он был в Моздоке, чтобы оказывать помощь раненным тогда миллиционерам, а когда бабахнул метеорит, в считанные часы приготовил отделение к приёму пострадавших. К счастью, многого не потребовалось: лечилось несколько человек, в том числе одна женщина, которую потом самолётом отправили в Москву.
Леонид Наумович Полляк родился 29 апреля 1955 года в семье основателя челябинской школы травматологии Наума Полляка. Окончил Челябинский мединститут, работал в Новосибирском научно-исследовательском институте травматологии. С 1998 года заведует травматолого-ортопедическим отделением №1 областной клинической больницы. Кандидат медицинских наук, лауреат премии Минздрава РФ (2008 г.), премии губернатора Челябинской области (2011 г.), награждён медалью Минобороны (2002 г.), медалью МЧС (2013 г.), отмечен благодарностью Заксобрания Челябинской области (2003 г.). Главный травматолог минздрава Челябинской области. Женат, имеет сына, дочь и внучку.
Дома Леонида Наумовича ждёт надежный и творческий тыл. Домашние – жена-пианистка, сын и дочь, правда, уже взрослые, привыкли к тому, что папа и муж «живёт» на работе.
– Когда раньше я поздно возвращался, вопросы были: «Ну где тебя черти носят?» И всё прочее. А теперь если прихожу рано, звучит вопрос «Что случилось?». Если в субботу или воскресенье не поехал на работу, тоже вопросы возникают, – улыбается Леонид Наумович.
Пока в младшем поколении Полляков никто в медицину не пошёл: дети уже определились в профессии, а внучка ещё маленькая, только пять лет. Но самого главного травматолога это не огорчает. В вопросах профориентации принцип «делай, как я» он не поддерживает.
– Человек должен сам знать, чего он хочет, – уверен Леонид Полляк и сам в жизни следует этому принципу.
Фото: пресс-служба ЧОКБ