В Челябинске царит полнейшая неразбериха с квитанциями за капремонт. После публикации о том, что жители новостройки на Магнитогорской получили счета сразу за два года, 74.ru засыпали звонками и письмами с похожими историями. Мы не смогли оставить их без ответа и узнали, кто же всё-таки загоняет людей в долги, как избежать накопления непомерных сумм, и составили подробные инструкции.
Редакция получила жалобы от жителей домов на улице Магнитогорской, Дзержинского, Университетской Набережной.
— Прочитали статью на тему долгов по капремонту на улице Магнитогорская. У нас точно такая же ситуация, тоже новостройка и тоже задним числом за два года выставлены платежи. Наш адрес — Дзержинского, 86, — пожаловалась читательница 74.ru из Ленинского района.
Сразу несколько писем прислали из микрорайона «Академ Riverside».
— Всему микрорайону так же счета выставили. Там вообще огромное количество жильцов и домов — прислали квитанции всем, — написал 74.ru читатель Святослав. — Счета даже не удосужились разложить по ящикам, а просто кинули стопку на подоконник подъезда.
Жительница «Академа» Софья рассказала, что получила квитанцию за капремонт с начислением с марта 2017 года по июль 2018-го. Ей предстоит выплатить 9,5 тысячи рублей.
И таких домов, по словам директора регоператора капремонтов Челябинской области Вадима Борисова, порядка трёх десятков в разных районах города.
Жильцы новостроек начинают платить за капремонт не сразу, а только после того, как их дом войдёт в программу. В списки дома включает региональное Министерство строительства. Происходит это не реже раза в год.
О том, что дом вошёл в программу, можно узнать на сайте областного правительства и регоператора. Документ надо искать в разделах о законодательстве. Если дом попал в программу, не тяните. Начинайте выбирать способ оплаты счетов.
Открыть спецсчёт или отправлять деньги в общий котёл — это вы с соседями можете сами решить в течение полугода. Если за это время решение не будет найдено, подключится администрация. У неё будет два месяца, чтобы присоединить ваш дом к общему котлу.
По закону первые квитанции должны прийти через восемь месяцев с момента включения дома в программу капремонта.
Так выглядит идеальная схема. Но на практике часто случаются сбои. Что и произошло с домом в Ленинском районе.
Откуда берутся долги?
Дом № 91 на улице Магнитогорской, о котором мы писали, сдали в 2015 году. В 2016-м его включили в программу. Но, по словам Вадима Борисова, жильцы не озаботились выбором оплаты счетов. И администрация упустила момент.
— Администрация должна была вынести своё решение в январе–феврале 2017 года, а в марте жители получили бы первые квитанции. Но, к сожалению, сроки были нарушены, — признал Вадим Борисов. — Обычно в таких ситуациях сбой происходит по двум причинам: либо администрация поздно принимает постановление или поздно его присылает регоператору, либо регоператор (такое тоже бывает) опаздывает с начислением.
Какие бы ни были причины, а платить всё равно придётся, подчеркнул Борисов. Просто однажды квитанции придут с крупной суммой на основании перерасчёта. Исключений быть не может. С жильцов возьмут всё, что накапает после тех восьми месяцев, которые даются на выбор способа оплаты.
— Взять тот же дом на Магнитогорской. В 2015 году он сдался. Люди заселились и спокойно жили. Но они же знали, что существует программа капремонта, что надо платить, а они не платят. Они себя посчитали таким эксклюзивным домом? Что вся страна платит за капремонт, а они нет, — недоумевает директор регоператора. — Прошло три года. Они посчитали, что их забыли? Нет. Всех, кого забыли, мы рано или поздно вспоминаем.
Регоператор пообещал не штрафовать собственников и дать им время на постепенное погашение долга.
Что делать, чтобы не было квитанций с долгами?
Как быстро появится дом в региональной программе, зависит от Минстроя. Иногда проходит год или два. Но даже если случилось опоздание, долгов у вас от этого не прибавится. Как мы уже говорили, начислять счета начинают строго через восемь месяцев после включения новостройки в программу.
Если вам не приходят квитанции, проверьте, есть ли дом в списке. Если есть, собирайте соседей. Жителям новостроек выгоднее открыть спецсчёт. Так можно самим приближать сроки капремонта и выбирать, какие работы нужно сделать в первую очередь, а какие — потом.
Если вы столкнулись с сомнительными начислениями за коммунальные услуги, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.