В историческом центре Челябинска появится ещё один торговый комплекс премиум-класса. Это будет вторая очередь магазина «Гостиный двор», который планируют сдать к саммитам-2020. Владелец ТК Валерий Решетников с воодушевлением рассказал 74.ru об истории этого места и бережном отношении к археологическим находкам, а вот эксперты раскритиковали как проект самого здания, так и концепцию магазина с luxury брендами.
Археологическое обременение
Первый магазин «Гостиный двор» на улице Коммуны в Челябинске открыли в 1997 году.
— В 1990-е годы в Челябинске не было фирменной торговли. Поэтому и появилась идея создать магазин, — рассказал 74.ru Валерий Решетников. — Самое название «гостиный двор» — историческое. Когда мы искали название, Владимир Стейгонович (историк и краевед, основатель Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже. — Прим. ред.) упомянул, что любой крупный город в Российской империи имел свой гостиный двор. И у нас он был — располагался на современной площади Ярославского, напротив театра оперы и балета. Приезжали разные купцы, продавали свой товар. Там же находились номера, где они ночевали, и свой трактир. Мы подумали, что в Челябинске должен быть такой магазин, где можно продавать марочную продукцию.
Вторую очередь торгового комплекса, который вплотную пристраивается к основному зданию, начали возводить ровно через 20 лет — в 2017-м. Но начало работ затянулось почти на два года. Дело в том, что участок находится в историческом центре города, и перед любой стройкой там по закону должны пройти археологические раскопки. Часть площадки была свободной, а часть занимали ещё дореволюционные постройки, в том числе бывшие склады пивзавода. То, что не представляло исторической ценности, владельцы участка снесли. А вот на месте значимых построек начали работать археологи. Раскопки проходили в два сезона — летом 2017 и весной 2018 года. В это время историки нашли на площадке интересный артефакт — старинную мостовую.
— С одной стороны, мы понимали, что это интересный артефакт, который мы хотим сохранить; с другой — на месте, где нашли мостовую, изначально была запроектирована парковка. Если бы это был торговый зал, то можно было бы интегрировать этот экспонат в интерьер магазина. Но в данном случае мы этого сделать никак не могли, — говорит собеседник 74.ru. — Когда строилась первая очередь магазина «Гостиный двор», подвалы пивзавода уже существовали. Комплекс стоит на фундаментах старого завода. От него остались каменная стенка и своды потолков. Мы их удачно вписали в интерьер чешского ресторана, находящегося в первом здании магазина.
Гаяз Самигулов, челябинский археолог, который проводил раскопки на месте стройки, рассказал, что найденная мостовая оказалась действительна уникальной. Но пока она пылится на складе.
— Это и вправду была не совсем обычная для наших мест мостовая — обычно вымостки из плитняка у нас делали плашмя, то есть камни клали на плоскую сторону, а в этом случае камни были поставлены на ребро. В наших краях такой способ был не распространён. Да, сама мостовая была не брусчатая, как мы сегодня привыкли, а из камня-плитняка. Это просто одна из традиций вымостки. Просто она была более характерна для западных районов Российской империи. Была идея воссоздать часть мостовой где-нибудь в общественном месте, — вспоминает Гаяз Самигулов. — Площадка, где мы работали, достаточно тесная, и строительство было разбито на две очереди. Поэтому и мы проводили работы в два этапа. Для бизнеса это, естественно, обременение — и финансово, и по времени, но работы мы проводили тщательно. Участок был трудозатратный — ту же мостовую расчищать пришлось достаточно долго и кропотливо, а помимо неё были и другие объекты. Что касается встраивания фрагментов исторической застройки в современные здания, то это хороший вариант. Здесь важна концепция, поскольку просто механически включив старые стены в новое здание, можно получить отрицательный эффект. Но в случае с «Гостиным двором» всё достаточно органично.
Глава Центрального района Виктор Ереклинцев сообщил 74.ru, что воссоздать фрагмент старинной мостовой планируется при реконструкции сквера Алое Поле в этом году. Для этого определят место, где артефакт логично бы вписывался в пространство.
Сейчас на площадке «Гостиного двора» идёт активная фаза строительства — к июню будет готова коробка здания. Это будет трёхэтажный торговый комплекс площадью около семи тысяч квадратных метров с двумя подземными этажами для парковки. Работы ведутся за счёт средств владельцев и привлечения кредитов.
— Не было задачи построить «скороспелку», хочется возвести здание основательно, на долгий срок. Предполагаю, что открытие нового магазина состоится перед проведением в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС — май или июнь 2020 года, — говорит Валерий Решетников. — Мы изначально ставили себе цель сделать это к саммитам. Одна из задач, которую мы выполняем при строительстве нового здания, — это обустройство двухуровневой подземной парковки. Она будет бесплатной и только для посетителей ТК. Сейчас как таковых парковочных мест у нас нет, они расположены хаотично рядом с магазином. А это центр города, и с парковкой здесь постоянные проблемы. Бывали случаи, что эвакуатор увозил автомобили, поэтому крайне важно было решить вопрос с парковочными местами.
«Стекляшка в историческом центре»
Челябинский краевед, координатор группы «Архистраж» Юрий Латышев критиковал проект нового здания, которое строится в историческом квартале.
— Мне этот проект не нравится. Очередная стекляшка в историческом центре. Предыдущий проект, по моему мнению, был лучше, — говорит краевед.
Владелец «Гостиного двора» подтвердил, что за долгие годы проект здания действительно претерпел значительные изменения.
— Я предполагал, что новое здание, как и старое, будет в стиле русского модерна. Но поскольку вторая очередь нами задумывалась давно, то мы обменивались мнениями по этому поводу с Николаем Ющенко, он на тот момент ещё не был главным архитектором города. И он поддерживал тогда идею сохранить стиль. Но лет пять назад, когда мы уже вплотную подошли к моменту проектирования, всё-таки сошлись на мнении, что новое здание должно отличаться от старого. Николай Иванович отметил, что в европейских странах сейчас в тренде, когда к историческим зданиям делают более современный пристрой. Несмотря на критику общественников, я полагаюсь на мнение специалистов. И появился проект, который мы утвердили в 2016 году. Фасад будет выполнен из разных материалов — кирпича, металла и стекла.
«Сейчас торговые центры — это про развлечения»
Челябинские риелторы считают, что одного желания коммерсантов построить комплекс с брендами сегодня мало. По их мнению, за тот или иной формат торговли сегодня рублём голосуют сами покупатели.
— Площадь строящегося торгового комплекса небольшая. А опыт другие регионов, того же Екатеринбурга, показывает, что крупные бренды ориентированы на большой поток посетителей, — рассуждает директор риелторской компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов. — В Челябинске сегмент premium и luxury тяжело приживается, хотя аудитория таких сегментов у нас, безусловно, есть, но их всё равно небольшой процент. Места, где в Челябинске можно купить очень качественные брендовые вещи, можно по пальцам пересчитать. Но всё же многие при возможности совершают такие покупки в поездках за границу или в Москву, где ассортимент и цены более широко представлены.
По мнению эксперта, челябинским бизнесменам стоит присмотреться к другим, более популярным сейчас форматам коммерческих площадей. Некоторые челябинские торговые комплексы, ориентированные на luxury-посетителей, уже сдались и переориентировались.
— Если у коммерсанта есть желание и возможность построить новый магазин premium класса, и при этом он ещё может решить наболевшую проблему с парковками в центре города — это интересно (правда, паркинг будет только для посетителей ТК. — Прим. ред.), — отмечает собеседник 74.ru. — Но нужно чётко понимать концепцию нового комплекса. Можно посмотреть опыт таких столичных комплексов, как «Океания», «Авиапарк» или «Вегас Крокус», которые интересны с точки зрения интерьера. Сейчас торговые центры — это всё-таки больше про развлечения, про досуг. Аудитория premium класса хочет не только купить какие-то вещи, но и получить качественный сервис. Но в Челябинске просто нет такого формата ТК. Если посмотреть, на первом этаже «Покровского пассажа» сейчас вместо витрин — столовая; в «Челябинск-Cити» торговых арендаторов тоже не удалось привлечь; в «Гардеробе» размещаются офисы. Это говорит о том, что недвижимость сегмента premium сейчас активно меняет формат.
Другой эксперт уверен, что недвижимость на Кировке и рядом с этой пешеходной улицей, где строится новая очередь «Гостиного двора», сменила своего покупателя — высокие цены ушли в прошлое.
— Торговля сегмента делюкс сейчас меняется, — считает директор компании «IBC Недвижимость» Станислав Ахмедзянов. — Люди всё чаще готовы покупать одежду, сшитую на заказ из качественных материалов и по определённым меркам к примеру, чем брать её в торговом комплексе. Да и покупателей в сегменте делюкс в городе становится меньше. Нужно понимать, что саммиты в Челябинске проводятся не каждый год, где взять покупателя? Раньше формат магазина, куда ты приходишь, чтобы найти сразу несколько вещей для своего образа в стиле luxury, был интересен. Но сейчас он отвечает запросам разве что прошлого десятилетия. Поэтому многие покупатели наладили свой «канал покупок»: люксовые часы они берут в одном месте, одежду — в другом, обувь — в третьем. В этом ТК сейчас нет уникального предложения, на мой взгляд. Возможно, в новой очереди появятся интересные арендаторы и любопытная концепция. Но делать новый магазин того же формата, что и прежний, не вижу смысла. В любом случае, желаем коммерсанту удачи.
Как в Челябинске застраивают исторический центр
Власти города приступили к работе над архитектурным обликом города к саммитам-2020. Она неразрывно связана со старинными зданиями, ведь многие гостевые маршруты, которые распорядились избавить от «бомжатников», находятся в исторической части города. Иногда такие здания предпочитают не сохранять, а сносить. О том, какими бы могли быть старинные дома в центре Челябинска при должном уходе, смотрим в фотофантазиях 74.ru.
Чиновники выкупили старинное деревянное здание на набережной реки Миасс, которое относится к объектам культурного наследия. В нём планируют разместить часть экспозиции Музея изобразительных искусств — губернаторского салона.
На улице Российской, 154 начинается возведение офисного центра. Участок находится по соседству с каменным историческим особняком купца Белорусова, у которого от стройки по фасаду пошли трещины. Этакая компенсация — будущее двухэтажное офисное здание будет стилизованно под старинный особняк.
Ещё один дом с богатой биографией в историческом центре Челябинска — на улице Цвиллинга, 8 — в апреле продали за полтора миллиона рублей. Начальная цена повторного аукциона составляла 1 рубль 20 копеек. Власти уже несколько лет пытались найти хозяина этому зданию. Рассказываем, какие условия поставили новому собственнику особняка.
Знаете о строительстве новых торговых или офисных зданий в Челябинске? Присылайте фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».