Если вы пользуетесь Сетью, наверняка у вас случался интернет-токсикоз. Его симптомы примерно такие: вы постоянно проверяете обновления, мысленно доказываете правоту несогласным или сквозь сон анализируете, почему ваш новый пост собрал так мало лайков. Интернет — довольно токсичная среда, причем одни от этой токсичности страдают, а другие делают на ней деньги. Вот пять правил журналиста 74.ru Артёма Краснова, которые позволят вам чуть снизить нагрузку на нервную систему, если уж вам повезло пристраститься к этому «наркотику».
Шлите критиков
Меня с детства учили, что к критике нужно прислушиваться, но эту ерунду придумали задолго до появления интернета. Интернет же научил меня мысленно посылать критиков в самые неожиданные локации. Причем всех без разбора. Вы возразите, что я выплескиваю с водой ребенка и от таких бесстыдных советов мир перестанет меняться к лучшему, но опыт говорит мне о другом.
Конечно, критика толкает нас вперёд. Умные люди умеют принимать её достойно. Другое дело, что умным людям достаточно пары критических замечаний в год (ну, в месяц), причем дельных и точечных. В интернете же вы получили месячную дозу критики за полчаса, причём в форме напалма. Вы получите тысячу советов, из которых разумный — один (какой именно?). Из острой приправы критика превратилась здесь в основное блюдо, а если потреблять один перец чили, достигнешь не просветления, а язвы желудка. Когда человек бессознательно пытается угодить интернет-критикам, он уподобляется пауку, которого тянут за восемь лап в разные стороны. Довольно сомнительный способ двигаться вперёд, кстати.
Если уж чья-то критика кажется вам здравой, сделайте вот что: не принимайте её сразу и тем более не спорьте с её автором. Запомните его претензии и вернитесь к ним, скажем, через месяц. Если замечание покажется вам дельным после того, как рассеялся дым холиваров, то, может быть, стоит его принять. Но, скорее всего, нет.
Исключение, пожалуй, составляют лишь замечания по существу вопроса, и если они подтверждаются фактами, критику нужно выразить благодарность. Это тоже улучшает настроение.
О зависти в интернете
Наверняка у вас есть потаённые мечты, настолько личные и тёплые, что вы стараетесь о них не распространяться, чтобы не обесценить. Плохая новость: в интернете уже есть сотня героев, для которых эти мечты осуществились и стали надоевшей рутиной. Или они делают вид, что это так.
Кто-то уже похудел и вышел замуж (трижды). У кого-то есть очень классный квадрокоптер, и он задолбал подписчиков снимками с высоты 150 метров (а вы только копите). Кто-то посещает крутые бизнес-завтраки, пока вы батрачите в своем офисе (и вас не лайкают лидеры мнений, как его).
Человеку непросто смириться с мыслью, что в пищевой цепочке социума он не царь зверей, а лишь корм для чужого самолюбия. Так было всегда, просто до появления интернета не так бросалось в глаза.
Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» как раз про это: не было у царицы планшета, и считала она себя всех прекрасней и милее. Не выложи молодая конкурентка селфи, не было бы и трагедии.
Интернет слишком уж девальвирует наши скромные успехи. Слишком наглядно решает, кто из нас румянее и белее. Но не отчаивайтесь. Он все равно не улавливает того, что по-настоящему для вас значимо. Интернет — как плохой любовник, который знает все эрогенные зоны, но не знает вас лично.
Наша вершина всегда свободна, каких бы флагов на Эвересте ни наставили интернет-пижоны.
Не преувеличивайте ценность лайков
После регистрации в соцсетях вы получаете первый лайк или первый одобрительный комментарий, и в мозгу прорастают связи, что соцсети — это кайф. Что здесь можно сорвать джекпот.
Дальше всё идёт по известному сценарию: какие-то ваши действия провоцируют аномальное количество лайков (трафика), и вы чувствуете себя в центре внимания. Какие-то посты не набирают совсем, и вы ощущаете покинутость. Вы раскачиваетесь на этих качелях со всё большей амплитудой, пока не случаются протрезвления и абстиненции.
Любые интернет-сервисы — это алгоритмические машины, которые лишь создают иллюзию, что вы кому-то нравитесь (на самом деле большинству плевать). Чаще всего лайки — это не оценки вашего труда и таланта, а лишь отметки, что некто листал мимо вашего поста и успешно попал пальцем в кнопку. Это особенно наглядно в сообщениях с негативным поводом: на загородной трассе разбилось двадцать человек — это нравится 1000 пользователей.
Если бы вы знали, какими рутинными жестами ваши френды отлайкивают свою ленту, вычищая из неё лишь тех, кто редко лайкает их в ответ, вы бы совершенно не переживали за количество оценок. Вы бы переживали лишь за то, что человек — в принципе существо одинокое. Но это старая проблема, и речь не о ней.
Большинство интернет-платформ имеет сложные алгоритмы показа контента, поэтому ваш по-настоящему умный или талантливый месседж может не набрать лайков лишь потому, что туповатый интеллект Сети сочтет его недостойным внимания большинства. Ну, либо месседж действительно тупой.
Спорьте ради спортивного интереса
В интернете есть открытые тролли, а есть латентные. Ещё здесь много сектантов, которые не знают полутонов. И много анонимов, которые ничего не боятся. И одиноких людей, которым не с кем поговорить. А ещё ботов — эти вообще не бесплатно стараются.
Ввязаться в судьбоносный спор в интернете можно, заскочив на секунду ради прогноза погоды. Вы видите чью-то ошибку и чувствуете себя почти обязанным доказать, что Сталин был тираном или, допустим, что американцы не высаживались на Луне.
Интернет-споры полезны, если вы хотите поупражняться в риторике или проверить на прочностью идею, бросив её в куст интернет-терновника. Главное — не увлечься настолько, чтобы посчитать спор действительно важным для человечества. Интернет — это не уютный философский кружок, где ищут истину и готовы ради неё растоптать собственное самолюбие и тем более шкурные интересы. Здесь ничего не ищут, здесь лишь транслируют чужие и довольно сомнительные мнения. Я думаю, бог придумал интернет-споры, чтобы посмеяться в перерывах между серьезной работой.
Поэтому два правила: если можете не ввязываться в интернет-споры — не ввязывайтесь. Если для какой-то цели это вам необходимо или хочется развлечься — не чувствуйте угрызений совести, если спор начал действовать на нервы. Бросайте его на любом месте. Прямо на половине фразы. Через три дня ваш оппонент и все зрители не вспомнят о том, кто там был убедительней. Всем, честно говоря, плевать.
Защищайте личную жизнь
Сдается мне, лет через десять мы посчитаем себя идиотами, которые сделали стены своих домов прозрачными и пустили туда посторонних. Мы делимся фотографиями детей и своим мыслями, сделав их доступными всем, включая интернет-роботов, не умеющих ничего забывать. Любую информацию, которую вы доверили интернету, кто-то каталогизирует уже сейчас.
Со временем мы научимся фильтровать то, что выкладываем в Сеть. Пока основную выгоду от этого получают те, кто использует нашу информацию для таргетирования рекламы или оценки электората. Взамен мы получаем набор иллюзий, что публичность — это некая форма свободы или самодостаточности. А публичность — это изнурительная и местами вредная работа. Для чего нам делать её добровольно и бесплатно?
Но ничего, с 1 ноября в России вступает в силу закон об изоляции Рунета.Китай живет в условиях интернет-изоляции уже не первый год, и вот что это означает.
Если у вас есть интересная или проблемная история из личной жизни для рубрики «Мнение», а может быть просто свой взгляд на злободневную тему, пишите нам на почту редакции. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».