Советский районный суд отказал в компенсации морального вреда шестерым челябинцам, которые потребовали деньги от муниципального предприятия «Горэкоцентр» за крупный пожар на городской свалке. Дым с мусорного полигона накрыл жилые кварталы и, по заявлению истцов, отразился на их здоровье. Но суд пришёл к выводу, что доказать причинение вреда им не удалось.
Иск к МУП «Горэкоцентр» подали Максим Козлов, Евгений Епифанов, Елена Грауберг, Артём Красавин, Елена Красавина, Ольга Бушманова. Компенсацию морального вреда — по 100 тысяч рублей каждому — они требовали за пожар на городской свалке, начавшийся 25 июня 2017 года. Челябинцы указали, что из-за резкого неприятного запаха и дыма над жилыми кварталами столкнулись с головной болью, не могли свободно дышать.
— Я чувствовал тяжесть, головную боль. Мы с собакой обычно по утрам гуляем возле своего дома, но в течение дня вообще дышать невозможно было, — рассказал в суде бизнесмен Максим Козлов. — Я был крайне раздражителен, вёл пассивный образ жизни, который для меня несвойственен. Считаю, что к таким последствиям привело именно возгорание свалки.
— Дышать трудно всегда в нашем городе, но в этот раз было особенно неприятно. Очень неприятно, когда городские власти совершенно ничего не делают. Когда это происходит незначительное время, это ещё каким-то образом можно объяснить, но когда они бездействуют такой продолжительный срок, становится страшно. Своим бездействием они дают понять, что им дела нет, — заявил сотрудник предприятия, которое возглавляет Максим Козлов, Евгений Епифанов. — Мы сами не можем ничего сделать, всё это крайне неприятно, в этом и заключаются мои моральные страдания.
— Я работала в детском лагере в тот период, под моей ответственностью было много детей, — рассказала школьный педагог Елена Грауберг. — Смог был над всем городом, дети начали покашливать. Мы не знали, что сделать, чтобы детям было полегче. Мы все боялись, что будут какие-то последствия.
А одному из истцов — Артёму Красавину — пожар на свалке помешал готовиться к соревнованиям.
— Я готовился к соревнованиям, которые 9 июля проходили в Санкт-Петербурге. Мы с приятелем начали в конце апреля тренироваться с трёх километров, каждый день было добавление по километражу, — рассказал Артём Красавин. — Но в связи с возгоранием свалки мы вынуждены были неделю сидеть дома, не смогли тренироваться, в связи с чем я не смог принять участие в этих соревнованиях, что очень нас расстроило.
В суде озвучили результаты замеров воздуха, сделанных в 2017 году. Так, в дни пожара — 26 и 27 июня — концентрация метана в контрольных точках и на границе жилой зоны была превышена вдвое. Выросли тогда показатели и по другим загрязняющим веществам.
Но медицинские документы истцы не предоставили и ссылались только на свои ощущения. Суд посчитал, что доказать связь между ощущениями, состоянием здоровья и пожаром они не смогли.
— Суд принял решение в удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда к МУП «Горэкоцентр» отказать, — сообщила консультант Советского районного суда Мария Иванова. — По действующему законодательству одним из обязательных условий наступления ответственности является вина причинителя. Однако истцы не предоставили доказательства, подтверждающие физические и нравственные страдания.
Истцы с этим решением категорически не согласны и уже заявили, что будут его обжаловать.
— Ознакомимся с материалами дела и, конечно, будем подавать апелляцию. 30 дней на подготовку у нас будет, — уточнил представитель истцов Александр Марков.
Обжаловать решение челябинцы будут в облсуде. При этом в Советском суде продолжится рассмотрение второго иска от тех же шести человек — о компенсации морального вреда за мусорный коллапс в сентябре 2018 года. Свои страдания от неубранных из дворов отходов челябинцы также оценили в 100 тысяч рублей.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.