Город истории «Жена сказала "головой ударился"»: истории челябинцев, пересевших из маршруток и машин на моноколёса

«Жена сказала "головой ударился"»: истории челябинцев, пересевших из маршруток и машин на моноколёса

Владельцы новомодного транспорта — о скорости, дорогах в городе и реакции окружающих

Наши герои в шутку называют свою группу «федерацией моноколёсников Челябинска»

Челябинцы нашли альтернативу маршруткам и автомобилям — моноколесо. Оно легко разгоняется до 30–35 километров в час, заряжается от розетки и почти не требует от владельца физических усилий. Правда, стоит в среднем от 35 тысяч и выглядит довольно экзотично. Мы собрали истории четырёх человек, которые используют новый вид транспорта. Среди наших героев — финансист, сотрудник вуза, заводской рабочий и бизнесмен. Мужчины начали кататься по отдельности, а познакомились совершенно случайно, когда все уже были «на конях». Сейчас они шутят, что создали «федерацию моноколёсников Челябинска», устраивают совместные вылазки и наслаждаются реакцией прохожих.

Видео: Вадим Архипов

Павел Бочинский, 36 лет, работает на заводе

— Я не люблю общественный транспорт, особенно летом — жарко, душно, контингент попадается всякий. Люблю свободу во всех её проявлениях. Поэтому в прошлом году задался целью — найти транспорт, который позволял бы не быть привязанным ко времени, добираться из одной точки в другую в любое время суток и обходиться без маршруток или автобусов. Сначала долго смотрел самокаты — оценил много моделей, но всё время что-то не устраивало. Потом наткнулся на моноколесо. В интернете писали, что оно мощное, дальноходное, занимает немного места и не так много весит. Заряжается от розетки, как телефон. При этом оказалось, что моноколесо — недешёвое удовольствие. Нормальное в среднем стоит от 35 тысяч, верхнего предела нет. Я рискнул и решил, что лучше сразу немного переплатить, чем потом покупать ещё одно.

Павел уже больше года катается на моноколесе. Его путь пролегает практически через весь город — с Северо-Запада до завода имени Колющенко

Учился я, как все. Больно, страшно. Никого из ребят ещё не встретил, думал, что я один в городе. Тренировался дома — стыдно же взрослому человеку спотыкаться, падать, попадать в неудобные положения. От одной стенки до другой, метров по пять туда и обратно. Километров пять так накатал, мебель перебил, синяков себе наставил. Потом нашёл свободную аллейку за домом, вышел, ещё несколько раз там упал, ну ничего, вскоре стало получаться. А потом уже другие ребята-моноколёсники подвернулись: с кем-то во «ВКонтакте» списались, с кем-то на улице встретились.

Ноги первое время испытывают перегрузки — в основном стопа и немного голень, но это проходит буквально в течение двух недель. Езда становится лёгкой. Ощущение низкого полёта над землёй. Лёгким наклоном вы получаете ту скорость, которую хотите, и это непередаваемые позитивные ощущения.

Мой обычный маршрут — от дома до работы и обратно. Я выдвигаюсь с остановки «Виктория» на Северо-Западе и еду до завода Колющенко. 13 километров в одну сторону и столько же — в другую. Время в пути — такое же, как на маршрутке: от получаса до 45 минут, зависит от того, насколько торопишься. Я частенько опаздываю, поэтому мне приходится ускоряться. Люди стоят в пробках, а у меня всё классно, я по парку еду.

Думаю, что безопасная скорость — до 35 километров в час, а чтобы разгоняться сильнее, нужна серьёзная защита. Я езжу без шлема, поэтому скорость намеренно ограничиваю.

Я не пренебрегаю моноколесом и зимой. Если ездить аккуратно, не делать резких маневров, то всё будет в порядке. У меня за спиной 2,5 тысячи километров и ни одной серьёзной травмы.

К сожалению, в Челябинске инфраструктура не приспособлена для тех, кто ездит на альтернативных видах транспорта: велосипеды, самокаты, моноколёса. Небольшие бортики для моноколёсников — ещё не проблема, на них можно и заехать, и съехать. А вот когда попадаются препятствия сантиметров в 15–20 высотой, приходится уже сходить, поднимать колесо за ручку и тащить его.

Как отреагировали родные, когда я выбрал такой вид транспорта? Отец у меня всегда всё в штыки воспринимает. Мама поохала первые полгода: «Ой, ну как это одно колесо, это ж надо не упасть, на велосипеде-то с двумя колёсами сложно!» В общем, стандартные причитания.

А на улице я встречаю совершенно разную реакцию: от дикого восторга до негатива. Позитивно реагируют в основном дети, для них это, как в цирке — дядя на колесе! А негатив чаще всего излучают ребята-маргиналы. Не знаю, что это — зависть или что-то другое. Бывает, едем с компанией и вслед слышим какие-то крики.

Коллеги, наверное, тоже за спиной пальцем у виска крутят, при этом видят, что езжу, нормально добираюсь. Улыбаются, смотрят, открыто не комментируют.

Родных и близких кататься на моноколесе я так и не научил. Люди по своей природе — преимущественно скептики, и что-то новое всегда вызывает отторжение. Даже если ты видишь, что это удобно, компактно, обязательно появляются какие-то «но», отговорки.

Дмитрий Нионов, 37 лет, индивидуальный предприниматель


Дмитрий — неформал, байкер, объездивший пол-Европы, и моноколесо — его новое увлечение

— У меня есть машина, два мотоцикла, самокаты и ещё много всяких приколюх. Но последние два–три месяца я болею моноколесом. Прочитал в интернете про этот чудо-транспорт, загорелся, сразу пошёл и купил. Посмотрел на него, попытался встать и подумал: «Блин, вот это ерунда, я же ничего не смогу на ней делать. Это какой-то кошмар!» Потом взял себя в руки и начал пробовать. Научился часа за три, в итоге поехал, и тут меня накрыло: я понял, что вот это да, класс. Вначале падал, конечно, но это с лихвой окупилось — я получил восторг, ощущение полёта.

Сначала у меня было простенькое колесо за 25 тысяч — для обучения. Я сам его обкатал, потом поставил на него знакомого парня и ему же продал. Сейчас моё колесо уже стоит 50 тысяч. Заплатил за мощную батарейку, комфорт и скорость. Оно может сильно разгоняться, но я ставлю себе ограничение — 35 километров в час. Это в несколько раз быстрее, чем пешеход, а в часы пик можно добраться из одной точки в другую за то же время, что и на машине. Я даже засекал, когда ездил от Сада Победы на ЧТЗ до Курчатова.

Бывало такое, что колесо разряжалось в совсем неподходящий момент. Я его брал за ручку, шёл поесть, например в «Бургер», и в то же время заряжал колесо. Подпитался, подпитал своего «коня» — и всё, с полными силами вышел и поехал дальше.

Моноколесо — пропуск в мир индивидуальности. Если хочешь выделиться, покупай моноколесо — ты всегда будешь в центре внимания. Если ты едешь на машине, велосипеде или самокате — ты никому не интересен. А моноколёсник смотрится привлекающе. Играет музыка, ты едешь довольный. И люди такие: «Вау!». Разные комментарии: «А что, так можно было?», «Что, реально?», «Дай покататься!», «Отдай колесо!». Я останавливаюсь, со всеми людьми разговариваю, показываю, что это за штука. Хотите — вставайте. Конечно, появляются желающие. Я даже визитки сделал — «Моноколесо, обучение, летающий транспорт будущего».

Сначала у меня уставали ноги, но я отношусь к этому с позитивом. Человек должен заниматься фитнесом, получать какую-то физическую нагрузку. Это укрепляет скелет, позволяет наращивать мышечную массу. Сам вот я не хочу становиться толстым, и моноколесо мне в этом плане помогает. Встречаю знакомых — они говорят: «Мы тебя видели два месяца назад, ты сейчас похудел!». До этого я ездил на машине, у меня было такое пузико. Заехал — бургер съел, зашёл в «Пятёрочку» — там печенье купил. Всё время ешь, сидишь, не двигаешься. А сейчас у меня машина стоит. Я настолько привык к моноколесу, что даже в магазин за продуктами на нём езжу.

Меня теперь домой не затащишь. Мне нравится развлекаться, пробовать разные вещи. А я всё-таки человек в возрасте, поэтому скейтборд, например, не подходит. А вот моноколесо — в самый раз. Я, как ребёнок, езжу счастливый, улыбаюсь.

Виталий Мельников, 34 года, замдекана института информационных технологий ЧелГУ

Когда Виталий приезжает на моноколесе в университет, охранники спрашивают: «Что за чемодан?»

— Весной прошлого года мне стало скучно жить. Велосипед надоел окончательно. В какой-то из вечеров я сел и начал искать электротранспорт. Нашёл гироскутер, даже почти уже купил, но решил: нет, надо ещё на холодную голову почитать. На следующий день случайно узнал, что существуют ещё и моноколёса. Стал смотреть ролики и загорелся: очень понравилась свобода движения, удобство — что я смогу взять его за ручку и поднять на четвёртый этаж на работе. В общем, заказал. За 60 тысяч с небольшим. Жена сказала: «Ты что, головой ударился? Тебе деньги девать некуда?».

В июле колесо пришло, и я поехал на дачу тренироваться, чтоб людей было поменьше, чтоб не смешить народ и чтоб не думали, будто я циркач. И когда на него встал, первые два часа думал, что совершил большую ошибку в жизни. У меня ровным счётом ничего не получалось, я впустую тратил время, постоянно падал, отбил все ноги. Сил ушло много, я пыхтел, как паровоз, но не сдавался. Где-то на третий час у меня начало получаться, и я понял: вот как надо делать! И поехал — сначала на 100 метров, потом на 500, затем на километр, затем на 10 километров уехал. И начал постоянно кататься — за прошлый год намотал километров 800–900, в этом году — ещё 200.

Я сначала наивно думал, что я в городе один. Катался по городу, никого не видел. И тут я еду по парку Гагарина, бах — мне Антон навстречу. Познакомились, телефонами обменялись. Потом он добавил нас в Telegram-канал. До конца года нас там было четверо. В этом году группа начала разрастаться, сейчас уже восемь человек, и периодически мы делаем совместные вылазки. Созваниваемся, кто свободен, и едем кататься, в парк например. Народ смотрит, забавляется.

Мой обычный маршрут — от пересечения Молодогвардейцев и Братьев Кашириных до Гражданпроекта. Каждый день я проезжаю его два раза, утром и вечером — чтобы погулять с собакой. Путь занимает у меня 15 минут.

Просто так по городу тоже катаюсь, на Кировку выезжаю. Один раз стартовал от Градского прииска, доехал до ЮУрГУ, оттуда — до пересечения Свердловского проспекта с Комсомольским, а затем вернулся на Градский прииск. Всё это на одном заряде батареи, это у меня заняло от силы часа полтора. Километров 35 получилось. Ноги устали, конечно. Учитывая ещё то, что безбарьерная среда в Челябинске довольно своеобразная. В центре, в районе проспекта Ленина, ещё всё нормально. На Университетской Набережной тоже в порядке. Но если говорить про другие улицы, здесь шаг влево, шаг вправо — бордюры, препятствия, через которые проехать невозможно. Напрягает такая ситуация.

Я со скоростью умею совладать, раньше часто участвовал в соревнованиях на квадроциклах. Но на моноколесе стараюсь катать в районе 28–30 километров в час, где есть возможность, разгоняюсь чуть больше.

У жены со временем прошло неприятие. Катаешься — катайся. А дочь всегда говорит: «Папа, поезжай на колесе, чего ты его дома оставил?». Ей два с половиной года, она не катается, но очень хочет. Думаю, немного подрастёт — буду ставить её.

Когда в университет приезжаю на моноколесе, студенты говорят: «Ни фига себе, что это у вас такое?». Охранники спрашивают: «Что за чемодан с колесом?». Ещё его называют пылесосом. А так — я заезжаю прямо в университет по пандусам для инвалидов, в самом здании уже спешиваюсь, беру моноколесо за ручку и на четвёртый этаж его поднимаю. Оно весит килограммов 20.

Конечно, на моноколесе не всегда катаюсь — иногда беру машину, чтобы семью куда-то свозить. Но моноколесо доставляет кучу удовольствия, фана и при этом постепенно окупается. Оно более мобильно, чем, например, велосипед или самокат. Его даже можно положить в багажник и ехать спокойно. У меня не раз была такая ситуация: попадаю в пробку, понимаю, что мне ещё стоять и стоять. Ставлю машину на парковку, на колесо прыг — и поехал.

Антон, 48 лет, финансист, экономист


Антон работает в серьёзной конторе, но ездить на моноколесе в костюме не решается — говорит, и без того слишком много внимания

— Я живу в коттеджном посёлке на окраине Челябинска, а работаю в районе Публичной библиотеки. Расстояние от моего дома до работы — 18 километров. Раньше я ездил только на машине, но весной прошлого года открыл для себя альтернативный способ передвижения по городу — моноколесо. Теперь в тёплое время года мой автомобиль стоит в гараже.

Дорога занимает в районе 50 минут. На машине примерно такое же время. Но на моноколесе это почти час удовольствия — ты спокойно катишь по тротуару или парку, нигде не стоишь в пробках и не дышишь выхлопами.

Когда я пытался освоить колесо, сосед подошёл и поинтересовался, сколько мне лет. Когда я сказал, что мне 48, он спросил, не стыдно ли мне. На полном серьёзе. Потом этот сосед взял свои слова назад, потому что он видит, как я езжу до магазина и обратно. У нас в посёлке он находится метрах в 900. Дорога идёт под уклон, обратно возвращаться в горку. И соседи, которые ездят на велосипеде, вдруг поняли, что двигаться на моноколесе комфортнее.

Семья на появление нового транспорта отреагировала на удивление нейтрально. Они не поняли, хорошо это или плохо. Дети у меня взрослые, а супруга поддерживает все мои увлечения, она даже сама пробовала и научилась кататься, но не отказалась от машины.

А на работе я всем своим коллегам сказал: «Вы говорите об экологии, а я реально за неё борюсь». Им стало стыдно.

Моноколесо позволяет двигаться с удовольствием, но и не перенапрягаться. Я, например, выполняю свою дневную норму физической активности. Выдвигаюсь из дома в спортивной форме, приезжаю на работу и переодеваюсь — у меня там два костюма, несколько рубашек и галстуков. Заканчивается день — я снова надеваю шорты и футболку, встаю на моноколесо и еду домой.

Колесо компактное. Мы с ребятами спокойно ставим его на работе, например под столом. Оно никому не мешает, ты не ищешь место на парковке — в центре города со стоянками особенно большие проблемы. А с моноколесом забываешь об этом, как и о проблемах с бензином.

Человек на моноколесе в Челябинске всегда вызывает какую-то реакцию — чаще всего позитивную, ответственно об этом говорю. Люди останавливаются, показывают большие пальцы. На светофоре, когда приходится ждать зелёный, многие подходят, начинают спрашивать, что это такое — честно скажу, устаю от таких вопросов. Уже странно, почему люди этого не знают.

К сожалению, Челябинск вообще не приспособлен для пешеходов, велосипедистов, сегвейщиков и моноколёсников. Именно пересев с машины, я вдруг увидел эту проблему. Если у нас заботятся об автомобилистах, постоянно делают новые дороги, ремонтируют их, то с тротуарами и пешеходной инфраструктурой в городе огромные проблемы. Очень мало мест, дружелюбных к велосипедистам и моноколёсникам.

За год с небольшим я проехал 1300 километров. Считаю, что мало катаюсь, и в этом году намерен проехать тысячи две точно. Был один день, когда мне особенно нравилось моноколесо, и я поставил своего рода рекорд — 50 километров. Начал в районе 10 утра и закончил часа в четыре. Изъездил весь город, побывал везде — даже в школе, в которой учился. Когда бы ещё я туда попал?

Челябинск — маленький город, моноколесо его сокращает до уровня посёлка. В первый солнечный тёплый денёк я выехал покататься и поймал себя на мысли, что не знаю, куда ещё съездить. Казалось, что везде прокатился, всё посмотрел. В этом смысле для нас, моноколёсников, город в какой-то момент становится маленьким.

Где можно попробовать?

Не собираетесь покупать моноколесо, но очень хотели бы протестировать его? Тогда специально для вас мы составили список точек в Челябинске, где можно арендовать как экзотические моноколёса и сегвеи, так и стандартные ролики, велосипеды и самокаты. В нашей инструкции — 14 пунктов проката в разных районах города с расценками и информацией о том, что можно отдать в залог.

Знаете челябинцев, которые ездят на необычном транспорте? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления