Преподаватель английского и французского языков Елена Михальченко 20 лет ютится в подсобке челябинской школы № 140. 40 квадратных метров женщине когда-то предоставили как служебное жильё. Но сейчас, после изменений в законодательстве, учитель, по сути, занимает помещение незаконно. По словам пенсионерки, всё это время она стояла в очереди на квартиру в Металлургическом районе, которая уже подходила. Но потом очередь сделали единой по городу, и женщина оказалась в ней под номером 4016. Корреспонденты 74.RU съездили в гости к педагогу и разобрались в её нетривиальной проблеме.
Школа № 140 находится в частном секторе в Металлургическом районе на улице Бакинских Комиссаров. Подсобка, в которой живёт Елена Михальченко, расположена на первом этаже с торца здания. Окна одной комнаты выходят на спортплощадку, второй — на внутренний дворик. Над кухней спортзал — это мы понимаем во время разговора, когда становится слышно, как стучат мячи.
— Идёт урок физкультуры, у меня каждый день так, это мой будильник — ровно в 8:30 начинается первое занятие, — рассказывает учитель. — В выходной только и в каникулы я в тишине. Честно скажу, сейчас меня это эмоционально подогревает. Я уже хочу свой угол, который, считаю, заслужила. Я, как рабыня Изаура, здесь проживала в таких условиях 20 лет и терпеливо ждала своей очереди.
Елена рассказывает, что родилась в Челябинске. Потом её папа окончил ЧВВАКУШ, и его отправили штурманом по комсомольской путёвке в Узбекистан поднимать авиацию.
— 30 лет мы прожили в Узбекистане, но я каждый год ездила сюда к бабушке, — продолжает педагог. — Окончила в Ташкенте государственный педагогический институт иностранных языков имени Энгельса по специальности «учитель английского и французского». Но с французским я не работала — практики нет. Потом случился распад Советского Союза, и встал вопрос гражданства. Я сделала выбор в пользу России, ведь корни мои русские. В 1998 году забрала малолетнюю дочь и поехала в Челябинск. Я очень любила этот город, каждый раз с замиранием сердца, когда подлетал самолёт, смотрела на наши озёра и леса — любить родину, наверное, это называется.
На тот момент 36-летняя преподавательница стала искать работу с жильём. Школе № 140 тогда как раз требовался учитель английского.
— Как сейчас помню, в службе занятости сказали, что мне очень повезло — такое бывает раз в 10 лет, — улыбается женщина. — Заселилась с дочкой в помещение, которое мне предоставила школа, стала работать, обустраиваться. Сразу встала в очередь на жильё в администрацию Металлургического района и в управление образования, где была своя учительская очередь. Мои коллеги действительно получили квартиры, и, когда я встала, профсоюзный лидер сказала: «Получишь через семь лет жильё». Я благополучно ждала, и моя очередь уже подходила к концу. Но потом изменился Жилищный кодекс, все районные очереди слили в одну [очередь], и я оказалась очень далеко. В этом году в КУИЗО (комитет по управлению имуществом и земельным отношениям. — Прим. ред.) мне сказали, что номер моей очереди — 4016.
57-летний учитель давно не работает в школе, но из подсобки её не выгоняют. Елена признаётся, что с директором у неё уважительное общение.
— Они у меня, как ЖЭК, — говорит Елена Михальченко. — Когда, скажем, воду отключают, я иду и спрашиваю, что случилось. Иногда Наталья Сергеевна (Палинкаш — директор школы № 140. — Прим. ред.) сама звонит и предупреждает, чтобы я воды набрала. Как полагается, за коммунальные — холодную воду (горячей нет уже восемь лет), электричество и отопление я плачу в банк. В месяц выходит две тысячи рублей. Школа мне потом квиточки отдаёт.
Учитель признаётся, что за столько лет уже устала ходить по разным инстанциям.
— В КУИЗО вообще странное отношение ко мне, они до сих пор не верят, что я живу в школе, думают, что я хитрю и изворачиваюсь. Но я-то честный очередник.
74.RU обратился за комментарием по этой ситуации в администрацию Челябинска и в школу, но директор оказалась в отпуске.
— После того как в Жилищный кодекс были внесены изменения очереди по районам действительно объединились в одну городскую. По ситуации Михальченко мы сейчас разбираемся, — объяснили в мэрии. — Сделали запрос в Росреестр, помимо всего прочего и выяснилось, что она приобрела себе трёхкомнатную квартиру в Калининграде. Сейчас мы делаем запрос уже непосредственно в Калининград. Если подтвердится, что она приобрела недвижимость, то, скорее всего, она вообще слетит с очереди. Надо заметить, что её пригласили на личный приём в КУИЗО, на который она не хочет почему-то прийти. Во-вторых, ей предложили воспользоваться услугой коммерческого найма, до тех пор пока не решится вопрос с предоставлением жилья в соцнаём. У нас существует жилфонд, в том числе новый дом на Хохрякова, где жильё предоставляется по вменяемой цене — 13,40 рубля за квадрат. На это предложение она пока не ответила.
— В Калининград в прошлом году уехала моя дочка, — объяснила Елена Михальченко. — У младшей внучки атопический дерматит, заболевание протекало очень страшно, и врач посоветовала сменить климат. Долго искали регион и остановились на Калининграде, дочь продала квартиру в Челябинске. Я поехала с ней, чтобы помочь им. КУИЗО пытается выставить меня недобросовестным очередником, потому что я полтора месяца была владелицей квартиры в Калининграде, которую присмотрела дочка. Но отсюда я не выписывалась, там не прописывалась, квартиру покупала не на свои деньги. Сейчас квартира оформлена на дочь, она меня зовёт туда, но я хочу получить свой угол, который честно заработала.
Знаете челябинцев, которые столкнулись с похожей проблемой? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.