31 мая воскресенье
СЕЙЧАС +15°С
Сотни пассажиров остались без полетов и без денег

Сотни пассажиров остались без полетов и без денег

Ирина собиралась провести апрельский отпуск на юге России и заранее купила билеты на самолёт в Минеральные Воды. Но теперь из-за коронавируса санатории и гостиницы закрыты, везде ввели ограничения и требования по самоизоляции. Лететь челябинке некуда, но авиакомпания «Азимут» отказалась возвращать деньги за билет. Не могут добиться возврата и пассажиры лоукостера «Победа», хотя авиакомпания приостановила все полёты. Рассказываем, что советуют пассажирам в Министерстве транспорта России, юристы и представители «Победы».

Полёт в никуда

— В феврале на сайте авиакомпании «Азимут» я приобрела билеты по маршруту Челябинск — Минеральные Воды. Планировала отдохнуть и оздоровиться в отпуске, посетить источники. Отправиться туда я должна в середине апреля, обратный вылет — в начале мая. Но в связи со сложившейся обстановкой в стране по распространению коронавируса и введению карантинных мер в субъектах РФ считаю правильным остаться на карантине, никуда не лететь и не посещать места скопления людей, — рассказала Ирина. — Проблема в том, что билеты я покупала невозвратные. Но сейчас совершенно другая ситуация.

Власти призывают к самоизоляции, но авиакомпании не собираются возвращать купленные билеты

Власти призывают к самоизоляции, но авиакомпании не собираются возвращать купленные билеты

Ирина обратилась в авиакомпанию с требованием разрешить ситуацию.

— В Российской Федерации режим ЧС в порядке, установленном законом «О чрезвычайном положении», не вводился. Перевозка как была возможна, так и остается, если вы не получали оповещение об отмене рейса. С правилами тарифа вы можете ознакомиться в разделе «Поиск заказов», введя код бронирования и фамилию пассажира. С правилами и процедурой возврата вы можете ознакомиться на сайте компании, — ответили челябинке в группе информирования АО «Авиакомпания Азимут».

«Победные» обещания

В ещё более странной ситуации оказались челябинцы, купившие билеты авиакомпании «Победа». 27 марта перевозчик сообщил о временной остановке регулярных рейсов по всем направлениям — с 1 апреля по 31 мая. В авиакомпании отметили, что компания сосредоточит ресурсы на антикризисной программе.

— Мы абсолютно солидарны с принятым правительством решением (о нерабочих днях. —Прим. ред.). Сейчас самое главное — это здоровье наших граждан. Поэтому мы приостанавливаем полёты и призываем всех по возможности оставаться дома, — объяснил гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков.

Пассажирам отменённых рейсов пообещали вернуть деньги на счёт в личном кабинете. Эти средства в течение года можно потратить на любые рейсы «Победы», которые возобновятся после снятия ограничений. Челябинские путешественники с таким подходом не согласны, они говорят, что стали невольными заложниками «Победы».

— Отмена полёта по вине авиакомпании по их же политике всегда считалась вынужденной для пассажира. Сейчас они пишут только, что возвращают средства на счёт в личном кабинете компании. А если я не собираюсь больше никуда лететь в ближайший год и мне сейчас нужны деньги? — возмущается челябинка Елена, которая осталась и без поездки, и без денег. — Много людей стали заложниками такой ситуации. В это нелёгкое время, когда мы все сидим без работы, «Победа» пользуется нашими деньгами, а мы вынуждены занимать у друзей.

«Победа» придержала деньги пассажиров

«Победа» придержала деньги пассажиров

Пока готовился материал, в авиакомпании «Победа» разработали новый порядок возврата средств за рейсы, которые отменили в апреле-мае этого года. Главный посыл — «живые» деньги вернут только через год. Но если несостоявшиеся пассажиры захотят отправиться в полёт лайнерами «Победы», то воспользоваться этими средствами можно будет и раньше.

— Мы подготовили подробную инструкцию об использовании средств в личном кабинете и вышлем её на почту клиента вместе с промокодом на скидку 10% для будущего перелёта, — объяснили в авиакомпании. — Средства в личном кабинете можно потратить до 1 июня 2021 года на любой рейс «Победы». Если до этого срока средства не будут израсходованы, они автоматически вернутся на банковский счёт клиента.

Пассажирам, у которых нет личного кабинета, никуда обращаться не надо. В авиакомпании сами его создадут и пришлют ссылку на почту, указанную в бронировании. Представители «Победы» также предупредили, что перевозчик не запрашивает у клиентов данные банковских карт. Поэтому нужно проявлять осторожность и не поддаваться на уловки возможных мошенников.

Советы от Минтранса и рекомендации юриста

Подавляющее большинство российских туристов покупает самые дешёвые авиабилеты, а они как раз являются невозвратными. В Минтрансе объяснили, как туристам вернуть деньги за такие билеты, если полёты пришлось отменить из-за коронавируса.

Перевозчик вправе отменить рейс, если этого требуют условия авиационной безопасности, а также по требованию госорганов, подчеркнули в ведомстве. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством РФ с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение из российских аэропортов за границу и в обратном направлении.

— Согласно пункту 227 Федеральных правил, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете, — отметили в Минтрансе. — Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату.

Аэропорты пустуют — летать стали заметно меньше

Аэропорты пустуют — летать стали заметно меньше

А вот с рейсами внутри страны ситуация другая. Власти не ограничивали и не приостанавливали внутреннее воздушное сообщение. Это значит, что продолжают действовать обычные правила возврата билетов.

— В случае отмены внутреннего рейса авиаперевозчиком отказ пассажира считается вынужденным и провозная плата подлежит возврату, — объяснили в Минтрансе. — При продолжении полётов авиакомпании отказ пассажира от внутренней перевозки считается добровольным. Провозная плата в таких случаях подлежит возврату согласно условиям тарифа (то есть за невозвратный билет денег не ждите. — Прим. ред.).

Некоторые авиаперевозчики, по данным ведомства, ввели компенсации вне зависимости от условий тарифа. Например, авиакомпания «Уральские авиалинии» предлагает возврат полной суммы за билет бонусами на оформление будущих перелётов. Сертификаты на будущие рейсы предлагает S7, зачёт в счёт новых полётов обещает «Победа».

Конечно, пассажирам такая практика не по душе. Но даже у юристов сейчас вопросов больше, чем ответов и решений, признались эксперты.

— Если рейс отменён авиакомпанией, как в случае с «Победой», то по требованию пассажира должны быть возвращены деньги. Если речь идёт о том, что рейс состоится, билет невозвратный, а пассажир отказывается от полёта, то тут ситуация неоднозначная, — отметил юрист Александр Щербинин. — С одной стороны, Воздушный кодекс и правило о невозвратных билетах, с другой — соблюдение требований по самоизоляции. С учётом всей тяжести ситуации думаю, в таких случаях перевозчик должен возвращать деньги, и судебная практика пойдёт по такому же пути.

Если пассажир не согласен с позицией авиакомпании, он должен подать письменную претензию. При отказе или отсутствии ответа надо обращаться в суд, советует юрист.

— Единственное, чего точно не будет, — это взыскание штрафных санкций по закону «О защите прав потребителя». Уверен, что суды будут в них отказывать или взыскивать копейки, — добавил Александр Щербинин.

Ранее челябинка хотела отменить тур на пароме «Принцесса Анастасия», и ей также не вернули деньги.

Из-за коронавируса отменили всероссийский форум «Шаг в будущее», его участнику — 15-летнему челябинцу — авиакомпания S7 отказалась возвращать деньги за билет.

74.RU составил список отмененных массовых мероприятий, он постоянно обновляется.

Ростуризм объяснил, как российские туристы могут вернуть деньги за туры и билеты, если путешествие пришлось отменить из-за коронавируса.

Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.

Столкнулись с коронавирусом или карантином? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!