Когда в Канаде закрывали школы на карантин, в России вовсю пели в караоке — хором в один микрофон. Героиня нашего прямого эфира в Instagram Евгения Егорова сожалеет об одном — что на её родине чуть-чуть пораньше не приняли ограничительные меры против коронавируса. Сейчас бывшая челябинская журналистка живёт в Канаде, в городе Калгари в провинции Альберта, куда уехала вместе с мужем по работе. В России остались её родные и куча друзей, за которых Женя очень переживает. Мы позвали Евгению в наш инстасериал о челябинцах за границей, чтобы узнать, как канадцы сходят (или не сходят) с ума в четырех стенах? Чем местным жителям помогает власть? Насколько суровы штрафы за нарушение режима? И отменится ли в Калгари главный ковбойский родеофестиваль Стэмпид?
— В Калгари я — нью-камер, то есть новоприбывшая, — рассказывает Евгения Егорова. — 26 декабря прошлого года мы с мужем и нашей кошкой перебрались в Канаду и оказались в изоляции. Изоляция после переезда была естественная — новый континент, культура, общество, язык, нет работы и учёбы. С середины марта (как раз!) собиралась активно вливаться в канадское общество: социализироваться, сглаживать языковой барьер. Хотела начать искать работу, возможно, стать волонтёром. Это очень здорово влияет на резюме и добавляет баллов в глазах работодателя. Хотела выбрать учебное заведение, программу. Мечтала живьём побегать по колледжам. И тут такой облом.
Вообще Женя родом из Карталов, училась в ЧелГУ, пять лет работала в газете «Челябинский рабочий». В Канаде от идеи писать статьи на удалёнке для российского работодателя Женя сразу отказалась. Хочет стать частью канадского общества и трудиться на местной работе. Быть полевым журналистом в Калгари было бы превосходно, но для этого нужно лет 5–7 прожить в Канаде и в совершенстве знать английский. Евгения решила освоить новую профессию.
— Сейчас я прохожу курсы цифрового рисунка, учусь в российской школе. Когда-нибудь всё закончится, и я смогу поступить в университет в Канаде. Наш друг-студент, который тоже недавно переехал сюда, апгрейдит профессию — учится в Технологическом институте Южной Альберты. Альберта — это нефтегазовый Урал Канады. Так что его специальность будет востребована. В Челябинске он работал в смежной сфере.
У города Калгари канадская планировка — пятачок высоток (бизнес-центры, офисы мегакомпаний, огромные жилые кондоминиумы). Женя живет в 36-этажном доме, и вокруг на десятки километров простираются одноэтажные постройки. Город очень протяженный, больше супернаселённого Торонто, а народу — всего лишь миллион.
— Моя боль — это отмена Стэмпида. Сначала я думала, что смогу поработать волонтёром на Стэмпиде — это мегасобытие калгарийского лета. Традиционный ковбойский родеосуперфест, куда съезжаются люди со всех стран. Народ очень расстроен, судя по соцсетям. Я тоже. Жалко ужасно. Канада первая отказалась от Олимпиады в Токио. Думаю, что Стэмпид ждёт та же участь.
В провинции, где живёт Евгения, пока не ввели полный локдаун. Никто не заставляет людей сидеть дома. Народ свободно гуляет в парках. Но все дисциплинировано соблюдают социальную дистанцию, держатся на приличном расстоянии. Социальная дистанция — сейчас девиз Канады. Social distancing & common responsibility — социальное дистанцирование и общая ответственность. Эти слова повсюду.
— Ты заходишь в магазин, и все люди играют с тобой в такую игру — доберись до кассы змейкой. Сегодня в магазинах всё расчерчено стрелками. Теперь люди ходят только по заданным направлениям, во избежание броуновского движения. Все очень сознательные, вежливые, правильные. И я могу сказать почему. Это в принципе в духе канадцев. Когда я приехала сюда, одним из моих первых наблюдений было то, что ты заходишь в кафе за кофе — все стоят в метре друг от друга. Такая очень приличная дистанция, никто не вторгается в твое privacy-пространство.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, губернатор провинции Альберта и мэр Калгари каждый день выступают в СМИ, в инстаграме и «Фейсбуке», а также главный врач Канады и главный врач провинции. Меры принимаются оперативно, исходя из ситуации в той или иной провинции.
В самом начале пандемии в Канаде заболела коронавирусом первая леди — супруга премьер-министра Софи Грегуар-Трюдо. Вся семья ушла на самоизоляцию. Джастин Трюдо однажды вёл прямой эфир в соцсетях из своей кухни и призывал канадцев мыть руки не менее 20 секунд и держать дистанцию не менее двух метров на улице. Сейчас вся семья здорова. Джастин Трюдо каждое утро отчитывается перед населением о ситуации и мерах поддержки. Он выходит из своего дома и прямо у крыльца за специальной стойкой проводит ежеутреннюю пресс-конференцию. Рассказывает о новых программах помощи населению. Местные жители очень живо реагируют на душевные обращения к народу.
— Я прям обалдела, когда увидела в официальном аккаунте премьер-министра в фейсбуке, сколько душевных комментов оставляют подписчики. Хейтеры, конечно, есть. Но их мало, и они пишут не по существу. Если есть критика, то конструктивная. Американцы комментируют: «Вы должны гордиться, канадцы, тем, какой у вас человечный премьер-министр!». Он действительно очень душевный и весёлый человек.
Основная претензия населения в том, что слишком поздно закрыли границу. По рассказам Евгении, премьер-министр ждал, когда все вернутся домой, в многонациональную Канаду. Сегодня каждому, кто не успел добраться, полагается 5 000 канадских долларов.
Население испытывает ощутимую поддержку со стороны властей. Местные СМИ пишут в новостях о дополнительных детских пособиях. Не все шелтеры закрылись и по-прежнему становятся убежищами для бездомных и для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выделяются средства на поддержку людей, которые лишились работы. Ведущий интернет- и мобильный оператор Telus предоставляет ряд своих помещений под карантин для бездомных, чтобы они не скитались на улицах. Вышло распоряжение правительства, чтобы отели предоставляли номера для бродяг. Правительство гарантирует возмещение средств тем отелям, которые будут принимать бездомных.
— Многие компании отправили сотрудников во временное увольнение, — отмечает Евгения. — Есть полноценные сокращения, особенно в городах поменьше. В течение трех месяцев человек, потерявший работу из-за карантина, получает 2000 канадских долларов в месяц. Аренда нормальной квартиры в центре Калгари в кондоминиуме стоит чуть больше 1000 долларов. Это хорошая помощь. До 75% потерянного дохода компенсируют, но это общие цифры, каждый случай индивидуален. Кредитование бизнеса сейчас выглядит так. Предпринимателю дают кредит 50 000 долларов на 2 года без процентов. 10 000 из них возвращать необязательно. Если ты не успел выплатить оставшиеся 40 000 за 2 года, ты не попадаешь в тюрьму, тебе просто начнут набегать проценты.
Евгения добавляет, что ни ей, ни супругу помощь от государства не нужна, так как они не теряли работу и бизнес.
Граждане Канады объединяются: шьют маски, организуют отдельные банки продуктов. В магазинах и на входе в кондоминиумы стоят ящики, куда можно положить еду для нуждающихся.
— Это норма для Канады и до «короны», Food Banks — это их традиция. Но сейчас система организована ещё мощнее. К тому же, правительство выделило 100 миллионов канадских долларов для организации Food Banks Canada. Местные власти дали деньги и на то, чтобы оплачивать работу волонтеров, которые помогают врачам и военным бороться с коронавирусом. В Сети гуляет много публикаций с хештегом canada_strong, что переводится как «Канада сильная». Это вдохновляет местных жителей.
Поскольку никаких чемпионатов не планируется, хоккейные стадионы будут переоборудованы под госпитали. Правительство готовится к самым разным сценариям. Ожидают, что карантин может затянуться до конца июня и многие меры поддержки населению введены до конца лета.
— Мне психологически сложновато ещё по такой причине: последние пару лет мы «жили в путешествии». Переезжали с мужем из страны в страну, иногда каждый месяц. У нас было такое веселое безумие. Мы оба можем работать дистанционно на себя. В итоге, с одной стороны, я в совершенстве освоила навыки работать, учиться, тусить и даже заниматься йогой по скайпу задолго до COVID-19, с другой — я уже просто выла от удалёнки и отсутствия живого общения. Может, со стороны моя ситуация и выглядит полным обломом. Но у меня есть финансовая подушка и осознание, что в этой стране людей не бросают. У меня статус постоянного резидента. Мы канадцы, только пока без права голосовать. Если эпидемия не затянется дольше, чем на 3–4 месяца, думаю, от карантина наша семья не пострадает. Беспокоят по-настоящему две вещи: мировой экономический кризис и безопасность родных и друзей в России.
Если вам интересно узнать, как переживают пандемию в разных странах, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.