Мы продолжаем Instagram-сериал о челябинцах за границей. Каждый день наши земляки выходят на связь с редакцией из самых разных стран и делятся вовсе не сухой статистикой о больных и погибших от коронавируса, а рассказывают человечные истории, любопытные факты и комментируют заголовки новостей. На этот раз мы побеседовали в прямом эфире с присяжным переводчиком во Франции Еленой Карано, преподавателем французского и немецкого языков. За 30 минут челябинка успела рассказать нам о тюремных забастовках, любезных жандармах, загубленных цветочных плантациях, отмене Каннского фестиваля и доставке библиотечных книг на дом.
Елена Карано переехала в Верхнюю Савойю три года назад. Эта деревенька расположена на границе Франции и Швейцарии и считается популярным горнолыжным курортом. Россиянка говорит о себе, что она оптимист и даже на кладбище видит одни плюсы.
— В Альпах совсем несложно находиться на карантине. С тех пор, как нас перевели на дистанционную работу, я стала вести уроки русского для французов онлайн. Русский язык очень востребован у местного населения, многие интересуются русской культурой и влюблены в русских людей. Для меня самоизоляция — это больше свободного времени. Я учу одновременно пять языков. И теперь могу позволить себе не тратить время на дорогу на работу и обратно — спуститься с горы, подняться в гору. Что касается моей профессиональной деятельности, карантин никак на ней не отразился. Работа в формате «телетравай» — или работа на расстоянии — вполне приемлемый вариант. Я работаю при миграционной службе, перевожу для эмигрантов. Все административные органы, система образования перешли на дистанционный режим работы. Это всем понравилось. Это удобно.
Ограничительные меры и запреты на передвижение равны по всей Франции — и в Париже, и в Альпах. На карантине население находится четвёртую неделю. Позволено делать всё, что и раньше, но нужно брать с собой аттестационный лист, где прописано: с какой целью, куда и во сколько ты вышел, как тебя зовут и где ты живёшь. Можно ходить везде, заниматься спортом в радиусе одного километра от дома.
Если французы первый раз выйдут без аттестационного листа на улицу и будут пойманы полицией, то заплатят штраф в размере 135 евро. Второй раз сумма увеличится до 175 евро. Для заядлых нарушителей режима штраф — 3700 евро или 6 месяцев тюрьмы.
От пандемии больше остальных пострадал аграрный бизнес. Фермеры, которые выращивали овощи и фрукты, теперь не могут доставить их заказчикам, равно как и производители молока и творога. Продукты киснут и выбрасываются.
— Чтобы продукты не пропадали, добровольцы готовят из них еду, например, пекут пиццу и бесплатно развозят пожилым людям, инвалидам, нуждающимся. Французы очень солидарны, здесь развито чувство взаимопомощи, — рассказывает Елена. — Франция — одна из тех стран, которые заботятся о своих гражданах. Пострадавшим бизнесменам выделяются пособия. Допустим, ты вырастил плантацию цветов, но не можешь реализовать, так как закрыты границы. Ты вынужден выбросить товар, при этом правительство выплатит страховку. С голоду здесь никто не умирает.
Во Франции пострадали от карантина все крупные предприятия-заводы. Сотрудники, отправленные в отпуск, получают до 80–85% от своего дохода в месяц. При этом народ возмущается — почему не все 100%? Цены на продукты не поднимают, а снижают. В особенности на товары первой необходимости. Прилавки полные, магазины чистые, паники не было и нет.
— Мы видели развитие ситуации в Италии и были морально готовы. Тем, кто пережил 1990-е в России, пережил реформы Павлова и обесценивание рубля, вряд ли что-то может быть страшно. Немного пугает неизвестность. Хотелось бы избежать массовой гибели людей, — продолжает Елена. — Потеря близких — самое жуткое.
Медицина во Франции находится в боевой готовности, как во время военных действий. Ты можешь связаться с врачом-женералистом (терапевтом), и помощь придёт моментально, независимо от того, есть у тебя деньги или нет.
Среди моих знакомых есть семьи, пострадавшие от коронавируса. Вначале они были на самоизоляции — только чихали и кашляли. Потом сдали анализы. А когда диагноз подтвердился, они уже были в госпитале с аппаратом ИВЛ. Говорят, что в больнице самое страшное — видеть, как рядом умирают люди. Не все справляются. Многие часто задают вопросы, чем их лечили, что они выздоровели? Ничем особенным. Тем же, чем и остальных. Просто у них иммунитет.
Сейчас французы работают над созданием вакцины от коронавируса. За процессом народ наблюдает в прямом эфире. Любой житель страны может заглянуть в лабораторию через интернет и посмотреть, как учёные изобретают новое лекарство.
Французские ленты новостей писали про амнистии. Заключённые во Франции бастовали против карантина. Их возмутил запрет на встречи с родственниками. Но внепланового роспуска преступников по домам из-за пандемии не предвидится. Бездомных пристроили в специальные помещения, в том числе в пустующие без туристов отели. Государство борется с нищетой, считая этот пласт населения рассадником инфекции.
— Местные власти отменили международную выставку в Женеве, а теперь ещё и Каннский фестиваль, — говорит Елена. — Во дворце, где он проходит, куда ежегодно съезжаются мировые звёзды кино, сделали ночлежку для бездомных. На Эйфелевой башне транслируют призывы не выходить из дома и благодарности медикам. Почти 40 городов ввели комендантский час. Поле 20:00 нельзя появляться на улицах. Полицейские подходят и деликатно просят вернуться в квартиры. Очень любезная жандармерия.
Во Франции не ждут туристов, но для желающих здесь побывать музеи открыли свои сайты. Сейчас можно бесплатно посетить Лувр и заглянуть в Версаль. Ранее платные онлайн-ресурсы теперь доступны.
— Чтобы мы не скучали, сидя дома, и могли открывать для себя что-то новое, библиотеки организовали доставку книг. Пишешь заявку на сайте — и тебе привезут любую литературу, — дополняет Елена. — Я очень переживаю за Челябинск. У меня там остались дети и много друзей. В России вовремя закрылись границы. Надеюсь, это поможет избежать повального смертоносного заражения, как в Европе. Желаю, чтобы все были здоровы!
Где наши не пропадали
Хотите ещё историй про наших за границей во время пандемии коронавируса? Не проблема!
Мария Петрова самоизолировалась на Крите и выходит на улицу только по СМС-сообщениям.
Евгения Егорова перебралась в Калгари с мужем и кошкой 3 месяца назад и мечтала найти работу, а теперь сидит на карантине и рассказывает, какие беспрецедентные меры поддержки оказывают канадские власти населению.
В США закрылись «Макдоналдс» и «Старбакс», а суровый видеоинженер с Урала Евгений Хавана отчаянно ходит на работу.
Наша землячка Евгения Козловская подозревает, что её муж переболел коронавирусом, но медицинских тестов в Испании не хватает.
В Германии ограничили продажу туалетной бумаги и стали штрафовать компании, в которых собирается больше двух человек. Об этих и других мерах во время пандемии коронавируса 74.RU рассказала 35-летняя Любовь Лаптенкова, которая семь лет назад переехала из Челябинска в Гютерсло.
Если вам интересно узнать, как переживают пандемию в разных странах, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.