14 февраля хирурги Челябинской областной клинической больницы провели трем малышам операции по коррекции врожденного порока сердца по новой эндоваскулярной технологии, то есть без вскрытия грудной клетки и остановки сердца. Такая операция делается через прокол в бедренной артерии, по которой к сердцу подводится специальное разработанное американскими учеными устройство – окклюдер, или другими словами «заплатка». Дефект, или попросту «лишнее» отверстие в сердце оказывается зажатым между двумя плетеными из специального металлического сплава дисками окклюдера, а через время становится частью сердца пациента, обрастая клетками.
Одно из самых главных достоинств такого метода – отсутствие постоперационных рубцов и шрамов. Это особенно актуально для женщин.
Операция длится не дольше получаса, после чего ребенок пару часов наблюдается в реанимации и отправляется в палату. Теоретически на следующий день он уже может отправляться домой, но так как постоперационный период требует приема антибиотиков в течение недели, малыши остаются на это время под наблюдением врачей. Самому старшему из прооперированных 14 февраля детей три года, самому младшему шесть месяцев.
«За прошлый год мы сделали более 60 операций по эндоваскулярной технологии, – рассказал главный кардиохирург Челябинской области Олег Лукин. – Это вообще операции, которые мы делаем только последние три года, и каждый год все больше и больше. В мире эта технология появилась около 10 лет назад. Раньше мы не могли применять такую методику, так как не было достаточных средств и опыта. Сейчас она стала доступна. В этом году на приобретение окклюдеров выделено более 5,5 миллионов рублей, и я думаю, мы сделаем больше таких операций. Однако полностью методики эндоваскулярных вмешательств не могут заменить открытые операции на сердце по одной простой причине – не все пороки можно устранить таким методом, имеются в виду сложные пороки или технические ограничения с некоторыми особенностями. Даже с одним и тем же пороком у одного пациента можно провести малоинвазивную (операцию без повреждений наружных покровов – авт.) операцию, у другого – нет, так как к состоянию краев дефекта предъявляются большие требования, они должны быть очень прочными, чтобы окклюдер держался. Кроме того, есть часть врожденных пороков, которые мы должны оперировать у детей до года, у них не рассматривается возможность подобных вмешательств, а только операция. Таких детей тоже достаточно много, и сказать, что эндоваскулярные технологии в ближайшее время заменят руки хирурга, нельзя». По словам специалистов, по новой методике будет выполняться порядка 30% всех операций на сердце.
«Сегодня у нас оперируются два типа порока, – рассказал заведующий рентгено-хирургическим отделением Челябинской областной клинической больницы Сергей Пискунов в перерыве между операциями. – Первый – открытый артериальный проток. Этот проток нужен ребенку во внутриутробном периоде, а когда он рождается, проток должен закрыться. Если этого не происходит, малыш нуждается в лечении. Раньше без вариантов разрезали грудную клетку и перевязывали проток. Сейчас этот порок полностью отошел на наш вариант. Второй – межпредсердный дефект, это отверстие между левой и правой камерами сердца, через которое идет ненужное смешивание крови. Мы его закрываем с помощью амплацера, (так называют окклюдер – по фамилии изобретателя – авт.). В ближайших планах у нас освоение окклюдера для межжелудочковых дефектов».
Все дети, перенесшие малоинвазивные хирургические вмешательства, в настоящее время чувствуют себя отлично, но на всякий случай регулярно приезжают на прием к врачу. Так, корреспонденту Cheldoctor.ru удалось поговорить с мамой восьмимесячной Варвары, которая перенесла операцию три месяца назад. «Наблюдались мы в Магнитогорске, в третьей городской больнице, – рассказала Татьяна Богатова, – наш врач Антонина Николаевна Смирнова очень хорошая, спасибо ей, она нас направила сюда и сказала, что обязательно нужно приехать к Людмиле Петровне Пениной, она действительно врач от Бога, (врач-педиатр областного кардиохирургического центра при ОКБ – авт.). Когда мы приехали в Челябинск, нам был месяц. Она нас посмотрела, сказала, что пока все нормально, можно ехать домой, расти. Мы подросли до пяти месяцев, к этому времени как раз появились окклюдеры, и в областной больнице стали делать уникальные операции, при которых даже не разрезается грудная клетка. Наша операция прошла очень быстро, большое спасибо врачам, ребенок стал намного подвижнее, кушает, уже ходит, говорит "мама", "папа"».
По словам министра здравоохранения Челябинской области Виктора Шепелева, на сегодняшний день очереди на подобные операции нет, и всем малышам они выполняются бесплатно.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА