Одно из существенных благ, которое гражданам подарила эпоха «развитого капитализма», это возможность заботиться о своих зубах. Теперь модно иметь белоснежную улыбку. Более того, она стала символом успеха и процветания. Однако упущенное время наверстать невозможно. У тех, кому за 30, уже есть первые потери, и вместо родных зубов стоят коронки и мосты. А ведь есть методики, которые позволяют побороться за зуб и привести его в прекрасный вид! Врачи «Персональной стоматологии "Эскулап"» считают, что удалять «страдальца» нужно только в самом крайнем случае. Татьяна Сегина, Наталья Шимко и Татьяна Выдрина умеют восстанавливать, казалось бы, обреченные зубы.
Когда я рассматривала фотографии пациентов, даже показалось, что здесь работают если уж не волшебники, то как минимум мастера своего дела.
На вопросы корреспондента отвечала врач-стоматолог Татьяна Сегина.
– Татьяна Геннадьевна, а вообще бывают безнадежные зубы?
– Конечно, бывают, но не в таком количестве, как частенько происходит. Когда у человека, например, болит палец, ему же не предлагают его сразу отрезать. Его лечат, стараются восстановить все функции. Если во рту есть целых 32 зуба, то это совсем не значит, что парочка из них – лишние! Отсутствие стенок зуба тоже еще не повод его весь уничтожать. Нужно сделать снимок, проверить инструментально состояние корня. Если уж «в пенечке» совсем труха, тогда и мы бессильны. Но сначала в этом нужно стопроцентно убедиться. Я бы всем рекомендовала, прежде чем решаться на удаление, посоветоваться с разными специалистами, и только потом принимать решение. Не «рубить» бедный зуб сгоряча.
– А как вы поступаете с горемыкой?
– Благодаря тем знаниям, которыми владеют все наши врачи, удается заново «нарастить» зуб. Но сначала, конечно, идет лечение: проверяются корневые каналы, если есть воспаление костной ткани, то оно обязательно должно быть излечено. Если сохранена хоть какая-то основа – пусть сам зуб будет даже вровень с десной – можно уже построить новый. Если есть хоть что-то, что можно вылечить, мы вылечим. При необходимости проводится кропотливое и поэтапное, очень тщательное лечение каналов. Используются специальные материалы, выдерживается и временной контент. А затем в зуб ставится опорный стекловолоконный штифт, и с помощью специального пломбировочного материала проводится анатомическая реставрация зуба. В отличие от металлического пластиковый штифт по своим свойствам повторяет природный зуб, может быть таким же пластичным. Кроме того, по цвету он белый и внутри восстановленного зуба совершенно незаметен. Новый зуб будет как родной!
Кроме того, нам удавалось срастить зуб, сломанный при травме. Эта же методика выручает, когда требуется эстетическая реконструкция передних зубов, которая не поддается коррекции с помощью брекетов.
Обратите внимание, что в процессе лечения врачи используют специальную латексную завесу – раббердам. Она обеспечивает полную изоляцию зуба и полости гортани. На открытую рану не попадают лишние бактерии от слюны и дыхания, поверхность остается сухой, что очень важно при пломбировании, а пациент защищен от попадания инструмента или растворов в рот. Очень удобная и полезная вещь!
– А стоит ли вообще с ним так возиться, когда сейчас можно поставить любую коронку, провести протезирование любого уровня?
– Стоит по многим причинам. Во-первых, свое родное всегда лучше. Удаление зуба – достаточно серьезное вмешательство в организм. По сути, это травма, в десне очень часто остается дыра, которую потом невозможно заполнить, разве что ставить имплант. Но, сами понимаете, это удовольствие дорогое. Уже после одного удаления меняется сама структура челюсти. Во-вторых, чтобы поставить коронку или мост, требуется обточить соседние, как правило, здоровые зубы. Снимается плотный верхний слой – эмаль, а обнажается следующий, более мягкий – дентин. А по структуре он пористый, намного нежнее эмали и быстрее подвергается разрушению. Получается, одно лечим, а другое калечим! В третьих, коронки, мосты и протезы, как все искусственное, имеют свой срок годности. В отличие от родного зуба, они не могут служить всю жизнь и выполнять все функции полностью. Поэтому решаться на этот шаг нужно только в самом крайнем случае, имея в виду, что через 10-15 лет мосты или коронки придется снимать, зубы лечить и ставить новый мост еще большего размера, потому что на старое место его вернуть уже нельзя.
К нам очень часто обращаются пациенты, просят снять коронки и спасти те зубы, которые они едва не потеряли под коронкой. Даже с точки зрения эстетики коронку или мост всегда видно по синеватому ободку у края десны. Со временем она проседает, обнажая тот край моста, который не был покрыт металлокерамикой или пластиком. С восстановленным зубом такого не бывает. Он весь, «от макушки до пятки», похож на натуральный, даже имеет такую же прозрачность и блеск! Кроме того, он сохраняет всю ту функциональность, которая определена ему самой природой!
– Ну а как быть, если зуб уже все-таки потерян?!
– Тогда можно сделать микропротезирование: на место одного зуба поставить протез, но по щадящей методике. Между соседними зубами прокладывается либо прозрачная высокопрочная стекловолоконная лента, либо металлические перила, а на них наращивается из того же пломбировочного материала утраченный зуб. В отличие от коронки или моста соседние зубы не травмируются, а восстановленный зуб имеет по своей структуре большую схожесть с натуральным, сохраняя в определенной степени естественную пластичность тканей.
– Я рассматриваю фотографии пациентов. Если бы я не знала, что этот зуб пролечен, я бы ни за что об этом не догадалась! Это какие-то особенные материалы?
– Да, и материалы, и методика, и лечебная схема. На самом деле в арсенале всего четыре цвета, но за счет разной плотности, очередности наложения, времени, способов можно сделать зуб один в один с тем, который утрачен. И даже другой врач, даже на рентгеновском снимке не отличит разницы, настолько учтены все факторы: и структура, и светочувствительность, и плотность, и надежность. Работа стоматолога в данном случае сродни работе скульптора. Зная четко анатомическое строение зуба, его состав, функции, владея методикой работы с такими материалами, воссоздается практически природный аналог зуба. Особенно важно, что на поверхности даже при пломбировании создается естественный рельеф: все те неровности – бороздочки и шишечки – которые должны быть на зубе изначально. Чтобы пищу тщательно измельчать и пережевывать, как советуют гастроэнтерологи, а не класть под пресс и просто давить, нужно иметь во рту подходящий хорошо настроенный инструмент. К тому же коронки и мосты постепенно ведут к атрофии жевательных мышц. Со временем могут появиться и мигрени, и головные боли, а то и выщелкивания нижней челюсти. Согласитесь, малоприятные ощущения!
– Татьяна Геннадьевна, где вы научились всем этим премудростям?
– Обучение и повышение квалификации – это важнейшие слагаемые нашей работы. Чтобы постоянно быть в курсе тех новинок, которые появляются на рынке восстановительной стоматологии, все наши врачи один-два раза в год проходят стажировку в Международной клинике эстетической стоматологии в городе Полтаве на Украине. Там расположено единственное на территории бывшего СССР специализированное учебное заведение, в котором готовят узких специалистов – стоматологическая академия, которых и в мире-то всего две. Другая расположена в Чикаго. Это прежде всего прекрасная базовая научная школа, великолепный состав профессоров и преподавателей. Кроме того, там проводятся турниры на подтверждение профессионального мастерства. И в реальном времени у совершенно конкретных людей под контролем строго жюри конкурсанты выполняют эстетическую реконструкцию зубов. Даже просто присутствие на этом конкурсе в качестве наблюдателей уже приносит много пользы. А наши врачи проходят специализацию в клинике, которая основана автором этой методики, которую применяем и мы. Там не только теория, но и практика: под руководством преподавателя курсанты выполняют определенное задание, а затем происходит разбор полетов. Без него никто не отпустит и сертификат не даст. Очень увлекательное и познавательное занятие!
Например, идея фотографировать и создавать собственные портфолио спасенных зубов была почерпнута именно там. Одно дело – рассказать человеку, другое – показать, одно дело – услышать, как это делается, а другое – увидеть своими глазами, что из этого получится на самом деле. И для нас это тоже учеба: обсуждение с коллегами результатов, обобщение опыта. Задача стоматолога – сохранить максимально все то, что дано природой, и сделать лучше. Если бы к зубам любого человека так отнеслись с самого начала, то вряд ли бы он потерял хоть один из них. Очень хотелось бы изменить сам менталитет людей: почему-то наличие в 40 лет мостов и коронок считается нормой. Это совсем не так: зубы можно и нужно беречь!
Очень много ценной информации мы почерпнули и в американской школе стоматологии. Например, систему обезболивания. Даже замораживающий укол ставится так, чтобы пациент ничего не почувствовал. Он, бедолага, и так боится, так что стараемся вообще не пугать и не делать больно. Каждый человек, который обращается к нам за помощью, волей-неволей становится не просто прохожим. Относишься к нему как к близкому, хочешь помочь.
Конечно, одним обучением дело не ограничивается. Прежде всего, рабочее место специалиста нужно обеспечить соответствующим оборудованием и расходными материалами. Приходится посещать специализированные выставки, искать поставщиков, которые могли бы предложить нужный ассортимент.
– Сколько времени нужно, чтобы восстановить один зуб?
– Все зависит от объема работ. Но хотелось бы подчеркнуть, что без зуба пациента мы не отпустим. Особенно это касается передних зубов. Если он нуждается в длительном процессе лечения и восстановлении, то врач готов потратить хоть весь день на него одного, лишь бы человек ушел уже с красивым зубом и чувством глубокого удовлетворения. Все остальное – индивидуально. Если позволяет технология и время, то процесс можно разбить и на два, и на три посещения. Вообще на консультации, которая проводится бесплатно – при необходимости нужно будет оплатить только снимок – врач составляет список рекомендаций и своеобразный график работ вместе с ориентировочной суммой затрат. Пациент сам решает, что нужно сделать в первую очередь, сам планирует свои расходы и время.
Нужно понимать, что эндодонтическое лечение корневых каналов и восстановление зуба не может быть дешевым. В этом деле успех зависит и от качества инструмента и материалов, и от возможностей оборудования, и от мастерства самого стоматолога. Но и брать лишнего за зуб никто не станет. Каждый врач, который работает в «Персональной стоматологии "Эскулап"», очень дорожит своей репутацией и добрым именем. Мы хотим, чтобы наши пациенты доверяли нам и выздоравливали, поэтому в денежных вопросах стремимся приблизиться к золотой середине соотношения цены и качества. Восстанавливая один зуб, пациент сохраняет и соседние с ним и в какой-то степени экономит на протезировании. Так что каждый рубль, вложенный в лечение, себя оправдывает сторицей.
Думаю, что каждый человек дорожит своим здоровьем, своим благополучием и выбирает то, что больше всего соответствует его представлениям о качестве, комфорте, в том числе и в сфере медицинской и стоматологической помощи.
– Как можно попасть на консультацию?
– Позвонить по телефону: 790-93-02, 791-21-36 и назначить время. Мы находимся на проспекте Победы, 177, часы работы – с 9:00 до 19:00 ежедневно, кроме воскресения. Информацию также можно найти на нашем сайте Lechimzuby.ru.