«Мамочки, которые живут в районе Комитетской-Маяковского, давайте объединим усилия и будем гулять вместе! Моему Дане не с кем играть во дворе, и поэтому он не хочет гулять, а я хочу, чтобы мой ребенок учился общению!» – такой крик души мамы шестилетнего Данила я случайно увидела на форуме Кid.ru. Правда, когда углубилась в ветвь обсуждения, то выяснилось, что мальчику есть с кем играть во время прогулок, просто его друзья на улицу выходят неохотно: не могут оторваться от компьютера или телевизора.
Неужели наши дети обречены на детство возле компьютера? А как же казаки-разбойники, вышибалы, кандалы? Ведь пока ребенок находится в детском саду, его общение со сверстниками сохраняется, но стоит ему пойти в школу, как после уроков все дети разбегаются по домам – играть в компьютерные игры. «После уроков сын звонит мне: «Мама, можно я с пацанами погуляю?» Я всегда не против, кроме вторника, когда у него карате. Но недавно я выяснила, как гуляют те самые пацаны: играют в компьютер у одного из мальчиков дома», – жалуется мама третьеклассника Инна Охченко. Нет, женщина совсем не против детского общения, она против компьютерных игр.
«Сидение за компьютером очень вредно для глаз, для детской осанки, – говорит педиатр Наталья Михайлова. – Ребенок несколько часов остается в неподвижном состоянии, чаще всего в неудобной позе, из-за чего нарушается кровоснабжение некоторых внутренних органов, например, кишечника». Кроме того, специалисты уверены, что многочасовое просиживание перед монитором очень быстро аукнется ранним остеохондрозом или даже сколиозом. А самое главное – никакого общения не происходит. Дети погружены в виртуальный мир, которые не дает им времени прислушаться к своим чувствам, найти эмоциональный отклик у сверстников.
При этом в том, что дети не хотят гулять или общаться с друзьями в другой неформальной обстановке, виноваты сами родители. «У ребенка с трех лет и до самого юношества сохраняется познавательный интерес к миру, который с возрастом может менять интенсивность, но не уходит совсем. Это обусловлено природой развития нашего организма, – говорит детский психолог Наталья Дрозд. – Причиной дефицита общения со сверстниками является излишняя родительская опека, которая играет роль ограждения, мешающего свободе ребенка».
Механизм здесь простой: современные мамы-папы-бабушки берут на себя роль гида-организатора. Именно они решают, когда ребенку надо идти домой, когда – гулять, когда – общаться со сверстниками. «Сегодня дети не гуляют одни – только под присмотром взрослых, следовательно, на улицу они выходят не когда испытывают потребность в общении, а когда у мамы найдется свободных полчаса», – говорит мама четырехлетней Лены Софья Адищева. «Детей из школы тоже забирают родители, – подхватывает мама первоклассницы Ксении Наталья Патушева. – В школе ребенок имеет возможности пообщаться со сверстниками только на перемене, редко – на уроках, скажем, на физкультуре. Поэтому он испытывает потребность продолжить общение после занятий – может, доиграть игру, дообсуждать мультфильм, поделиться секретами. Но приходят мамы-папы и безжалостно вырывают сына или дочку из этого общения». Родители приспосабливают детей под свой режим, свои нужды, не прислушиваясь к желаниям ребенка. В результате он вынужден искать забвения в компьютерных играх, там добывать эмоции и там реализовывать свой познавательный интерес.
Если же не ограничивать ребенка в его потребности общаться с окружающим миром и сверстниками, то никакой катастрофы с многочасовыми играми не будет. «У нас проблема – загнать ребенка домой. Зимой и летом сын находит, чем заняться на площадке: за прошлое лето стерты до дыр трое шорт, у меня от футбола не выдерживают и месяца новые кроссовки. Зимой все сугробы, горки – наши», – сетует мама четырехлетнего Артема Олеся Миленко. При этом ребенок довольно равнодушно относится к компьютерным играм и телевизору: может поболеть за папу, когда тот играет, или посмотреть пару мультфильмов, но быстро переходит к другим делам. «Важную роль в том, что ребенок без проблем меняет мультики и компьютер на прогулки, сыграло то, что я стараюсь его не одевать сильно тепло и громоздко, чтобы сын мог свободно двигаться, – делится опытом Олеся. – Помогаю одеваться, хотя знаю, что он умеет сам: чем быстрее будет переход от домашних развлечений к любимым забавам во дворе, тем позитивнее пройдет прогулка».
Третья причина, по которой дети не любят общаться с друзьями вне садика или школы, – чувство отверженности. Возможно, ребенка дразнят или унижают, возможно, у него отбирают игрушки, по каким-то причинам не принимают в совместные игры. И потому он вынужден избегать подобной компании. В этом родителям стоит разобраться: помочь наладить отношения со сверстниками или отдать ребенка в кружок по интересам, чтобы там он получал необходимую дозу общения и обзавелся новыми друзьями.
Итог один: если ребенку ничего не мешает общаться с миром, он не отторгнет эту возможность. Поэтому родителям стоит обратить внимание на себя: возможно, они сами создают препоны для такого общения?