В эти дни, 18–19 апреля, в Челябинске проходит Первый форум частных медицинских организаций Урала. Руководители клиник из Челябинска, Тюмени, Кургана, Башкирии, Екатеринбурга и Москвы собрались, чтобы совместно обсудить основные проблемы, существующие на рынке медицинских услуг, и пути их решения, в частности, разработать концепцию развития частной системы здравоохранения и меры по правовому регулированию ее деятельности для создания цивилизованного рынка медицинских услуг не только в регионе, но и в стране в целом.
Так сложилось, что сегодня частная медицина взяла на себя многие виды услуг, которые не по карману большинству государственных медучреждений: диагностические процедуры, особенно такие дорогостоящие, как МРТ и КТ, стоматологию, косметологию, лабораторные исследования, репродуктивные технологии. Большинство из них входят в программу госгарантий, и пациенты могут получать их по полису ОМС, однако из-за очередей или устаревшего оборудования, а также желания получать качественную медицинскую помощь в комфортных условиях и в удобное для себя время они вынуждены идти в платные клиники и проходить диагностику и лечение по довольно высоким ценам, опустить которые частные учреждения пока не могут, ведь возможности для их развития сегодня ограничены исключительно платежеспособностью населения.
Решить проблему высоких цен могло бы участие государства, например, предоставление бюджетных средств на закупку оборудования, но об этом частникам пока приходится лишь мечтать. Включение частных клиник в систему ОМС, по мнению специалистов, тоже пока не выход. «С 1 января частная медицина вошла в систему ОМС, но я в этом перспективы не вижу, – отметил в своем выступлении доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Юрий Комаров. – Низкие тарифы, включение в систему с 1 января 2013 года скорой медицинской помощи, включение в нее в ближайшем будущем высокотехнологичной медпомощи, обещанное повышение зарплат врачам до уровня в два раза выше средней по региону и медицинским сестрам на уровня региональной – бюджет не резиновый. Даже сейчас территориальные программы госгарантий финансируются всего на 75%, что же будет, когда туда добавятся все эти нововведения?»
Понятно, что ожидать повышения тарифов ФОМСа до того уровня, который бы позволил не только покрыть затраты частных клиник, но и обеспечить возможность развития, пока не приходится, но если бы фонд разрешил софинансирование, при котором пациент доплачивает лишь часть недостающей суммы за услуги, входящие в программу госгарантий, это все же позволило бы снизить цены. Данное предложение участники мероприятия включили в резолюцию форума, которую в дальнейшем намерены представить органам законодательной и исполнительной власти, как, в общем, и предложение о приведении тарифов ОМС в соответствие с себестоимостью услуг.
Кстати, платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями в условиях государственной поддержки, по мнению частников, также препятствует развитию конкуренции, но конкретных предложений по устранению этой «несправедливости» участники мероприятия не выдвинули. Несправедливым они считают и тот момент, что их не допускают к некоторым видам медицинской деятельности. «Это, например, касается лечения зависимостей, – отметила исполнительный директор саморегулируемой организации «Объединение частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей Челябинской области «Медсоюз» Ольга Князева. – Надо побывать в том же наркологическом диспансере, посмотреть, в каких условиях там пребывают пациенты, чтобы понять, что в этом направлении нужна помощь, которую уже в состоянии оказать ряд частных серьезных клиник».
Отдельной проблемой коммерческих медучреждений является лицензирование медицинской деятельности и лицензионный контроль. «Документы, которые регулируют эту сферу, разработаны не под наш профиль, не с нашими особенностями, без участия в экспертизе собственников частной медицины, которые могут дать свою оценку тому или иному документу», – продолжает Ольга Алексеевна. Решать эту и многие другие проблемы, по ее мнению, было бы проще, если бы в стране существовала единая врачебная общественная организация. «В последнее время мы об этом говорим так часто, но реальных шагов по созданию такой организации нет, – продолжает она. – У нас есть различные профессиональные организации – ассоциации врачей общей практики, страховщиков, медсестер, но эти организации объединяют своих представителей лишь по типу общих интересов. Это по определению не дает возможности выйти на взаимодействие с властью. Только саморегулируемая организация (СРО) имеет эту возможность».
Именно ради возможности вести конструктивный диалог с представителями власти «Медсоюз» призвал вступать в свои ряды все частные организации. К слову, Челябинск стал всего третьим городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где появилось саморегулируемое объединение частных клиник. «Еще год назад мы не понимали всего того, что несет за собой саморегулирование. За последнее время наше некоммерческое партнерство «Медсоюз» прошло пять проверок, и ни одна – без официального уведомления нас, без нашего участия, без разъяснения нам акта о нарушениях. Наша организация в курсе последних требований уже по итогам проверок своих коллег – это один из самых ценных механизмов для наведения порядка», – отметила Ольга Князева.
В частности, для продвижения идеи появления саморегулируемых организаций организаторы мероприятия включили в резолюцию пункт о замене лицензирования медицинской деятельности на аккредитацию врачей, альтернативой которой может стать членство в СРО.