Воспитание ребенка – задача очень нелегкая. Кто из нас на 100% знает, как это делать правильно? Нас ведь этому никто никогда не учил, только опыт собственного детства, пример родителей, друзей, знакомых. И как же не хочется наступать на грабли в этом вопросе! Сегодня много говорится о том, что дети стали слишком вольными, агрессивными, но на самом ли деле это так? Давайте посмотрим, сколько запретов стоит перед современными детьми, может, именно они и провоцируют выплеск излишних эмоций?
Гулять команды не было
Как-то разглядывала семейный альбом у знакомых, и одна из детских фотографий меня просто шокировала. Малыш месяцев восьми-девяти ползал во дворе прямо по земле в ползунках рядом с гуляющими курами. «Какая дикость», – подумала тогда я, еще совсем молодая мама такого же крохи, который имел контакт с землей только в детской песочнице под бдительным присмотром, после чего его ручки обязательно протирались антибактериальными салфетками, а контакты с животными ограничивались возможностью погладить котенка в гостях. Гулять наши городские детки могут только тогда, когда у родителей есть на это время и желание, причем это касается не только малышей, но и младших школьников. «Мой сын гуляет только в выходные. В будни у нас на это времени нет, на улице – только по дороге в школу и обратно», – поделилась как-то знакомая, мама ребенка-пятиклассника. А потом вспоминала свое детство, когда после садика они с ребятишками часами играли на улице, даже зимой. «Мы приходили домой, когда одежда уже стояла колом. Бабушка быстренько снимала с нас промокшие вещи (пока не увидела мама), переодевала в сухое, и мы снова убегали на горку», – вспоминала она.
А что же теперь? Как часто можно услышать от мамочек: «Не лезь, там грязно!», «Не ходи по лужам – промокнешь!», «Не лезь на дерево – упадешь!» Однажды, когда мой пятилетний ребенок взял в руки ножницы, пришедшая знакомая очень эмоционально вскрикнула: «Зачем ты это взял?! Ты же порежешься!» А ведь в этом возрасте всего-то пару десятков лет назад его папа уже самостоятельно ходил на рыбалку на пруд, а все окрестные заборы и деревья им были уже отлично изучены. Может, мы действительно слишком опекаем детей, ограничивая их свободу? И где та грань между «можно» и «нельзя»?
Задуматься над этим вопросом меня заставило выступление мамы аутичного ребенка Натальи Козенко из Казахстана. На мастер-классе по сенсорной интеграции для челябинских родителей она делилась своей моделью воспитания особенного ребенка (которая, как мне кажется, вполне может подойти и для воспитания обычного здорового малыша). Наталья рассказывала о том, что разрешается ее детям, 11-летнему Роме и пятилетнему Вове, в частности о том, как увлекательно для ребенка разрисовывать себя, как интересно спать не на кровати, а, например, в построенном шалаше, есть не за столом, а, например, на холодильнике, рисовать на стенах, которые не ограничивают полета фантазии обычным бумажным листом, носить тяжести, рубить или пилить дрова, смотреть на мир с крыши дома, и многом другом.
Можно, но не нужно
Это действительно заманчиво и увлекательно не только для малыша, но порой и для взрослого. Однако на практике не все получается так просто, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, для того, чтобы ходить по лужам, достаточно купить крохе резиновые сапожки, можно отдать ему на растерзание обои в детской (это ведь его комната, пусть рисует), разрешить есть на столе (если не позволяет высота холодильника), лазить по крышам. Но что мы можем получить в итоге? Расскажу о собственном опыте. Мой ребенок, после того как ему разрешили рисовать обоях в своей комнате, нарисовал «картину» черным маркером на новых обоях прямо над диваном в гостиной, причем не в нашей. А зайдя в гости к соседке и увидев в спальне огромную кровать, забрался на нее и начал прыгать, как на батуте. Ребенок был в недоумении, почему этого нельзя делать в гостях, если можно дома? А когда речь идет о занятиях, реально опасных для жизни?
Но все же мы можем отменить многие запреты, просто делать это надо очень грамотно и разумно, просчитывая последствия своего решения. Разрешая малышу топать полужам, нужно заранее понимать, что в следующий раз он может повторить полюбившийся опыт по дороге в гости или детский сад, и сразу предупреждать чадо, что ходить по лужам можно только в сапожках и только во время прогулки. Дав простор фантазии ребенка и разрешив ему рисовать на обоях, необходимо все же ограничить просторы для художеств, например, пределами комнаты. Разрешая переворачивать все с ног на голову, необходимо предупреждать его о том, что за обратное «превращение» отвечает только он и ни кто другой. Это же правило обязательно должно соблюдаться в отношении крыш, пользования колющими и режущими предметами. Да, маме обязательно нужно помочь порезать салат, но только вместе с мамой, а рубить дрова только после четкой инструкции папы и только вместе с ним.
Стой, граница!
Кстати, психологи отмечают, несмотря на то, что в жизни ребенка действительно должен быть минимум запретов, они все же для него важны. «Запрет на самом деле – это некая граница, которую мы ставим ребенку для того, чтобы действительно его защитить, главным образом. Для того, чтобы ребенок понимал, что можно – что нельзя, где стоит остановиться. И как ни странно, запреты – несмотря на то, что детьми они воспринимаются без энтузиазма – позволяют ребенку успокоиться и понять, что есть кто-то большой и взрослый, кто за мной присматривает, кто решает вопросы, что можно, а что нельзя, где мне стоит остановиться», – отмечает детский психолог, психотерапевт Ирина Млодик.
По словам специалиста, отсутствие запретов – такая же ошибка, как и их избыток. Оно может рождать в детях тревогу, беспокойство. Ограничения, рамки как раз-таки и позволят ребенку чувствовать заботу взрослых, но при этом не лишат возможности познавать мир, приобретать полезные навыки, развивать творческое начало. Опять же в этом случае у ребенка не возникнет желания бунтовать, ведь в определенных рамках ему разрешено все, а значит, бунтовать незачем.
Конечно, каждый ребенок и каждая семья уникальна, поэтому запреты и ограничения, их число или полное отсутствие – дело сугубо индивидуальное. Но все же как мама считаю, что запрещено ребенку может быть только то, что действительно опасно для жизни, а испачканные штаны и мокрые ноги – ерунда. Надеюсь, когда малыш подрастет, он обязательно это оценит.
Дорогие читатели, а что вы разрешаете и что запрещаете своим детям? Делитесь опытом, возможно, для кого-то он окажется бесценным.