Противостояние аптекарей и докторов принимает причудливые формы. Казалось бы, и те, и другие должны руководствоваться благими целями – помочь больному восстановить здоровье наименее затратно и наиболее эффективно. Однако денежный вопрос портит образовавшийся тандем.
В одной из своих передач Елена Малышева призвала зрителей не обращаться за консультацией по приобретению лекарств к провизорам и фармацевтам, так как, по ее мнению, их задача сводится лишь к продаже препаратов. «Советы провизора не лучше, чем советы подружки», – заявила телеведущая, чем оскорбила фармацевтов. Именно поэтому Ассоциация аптечных учреждений (ААУ) «Союзфарма» написала письмо руководству «Первого канала» с требованием публичных извинений Елены Малышевой. «Именно потому, что велики риски, связанные со здоровьем людей, отпуском лекарств занимаются только специалисты с фармацевтическим образованием, имеющие сертификат и подтверждающие его каждые пять лет. На провизоре и фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, правилах хранения, противопоказаниях, побочных эффектах, несовместимости с другими лекарственными средствами и прочего», – приводит отрывок письма сайт Medportal.ru.
На самом ли деле столь велик вред от консультаций провизоров, что отпускают лекарственные препараты в аптеках, или проблема сильно преувеличена телеведущей?
«Фармацевты проходят достаточно серьезное обучение и порой лучше врачей знают о дозировках и побочных эффектах некоторых лекарств, – признается терапевт Эльвира Терешенко. – Тем не менее очень часто люди приходят в аптеку, минуя поликлинику. Там они покупают препараты не только от простуды, но и от более серьезных заболеваний, связанных с нарушением работы сердца, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы. В этих случаях фармацевт не может адекватно подобрать препарат, потому что не знает ни методов лечения данного заболевания, ни результатов диагностики пациента, ни сопутствующей клинической картины».
«Ассоциации следует не требовать извинения, а срочно разработать инструкцию по общению провизора с клиентом, – предлагает в процессе обсуждения прецедента читатель Леонид. – Отпуск лекарства должен быть только по рецептам, а не по просьбам клиента. Лекарства, отпускаемые без рецепта, должны быть в отдельном стеллаже, их перечень определяется вышестоящей организацией. Иначе аптека превращается просто в магазин с финансовым планом, где знания провизора, так расписанные Ассоциацией, никак не используются». Другими словами, ничего страшного, если человек зашел в аптеку купить жаропонижающего, но приобретать лекарства от более серьезных болезней все-таки лучше по совету доктора или по рецепту.
«С момента рождения ребенка каждый поход в поликлинику превращается в битву за Сталинград, – рассказывает мама годовалого Егора Юлия Шаповалова. – Талон не достать, очередь многочасовые, в помещении душно, тесно, присесть некуда. Мучаются и родители, и их малыши. Поэтому я предпочитаю прийти в аптеку и проконсультироваться по приему лекарства с фармацевтом. Это экономит время, которое при лечении маленького ребенка очень дорого». «Очень часто врачи, когда выписывают то или иное лекарство, оттарабанят дозировку и способ применения так, что половины не поймешь, а другую половину забудешь, пока дойдешь до аптеки, – жалуется 82-летняя пенсионерка Римма Юсупова. – Поэтому все равно приходится спрашивать у аптекарей, как и что принимать».
К тому же очень часто лекарства, выписанные врачом, оказываются довольно дорогими для пенсионеров, и фармацевты нередко предлагают более бюджетный аналог, как правило, дженеретики – лекарственные препараты с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом. Другими словами, это лекарственное средство, имеющее такой же состав действующих веществ, лекарственную форму и эффективность, как и оригинальный препарат, но не обладающее патентной защитой. «Именно такие препараты и делают значительный процент прибыли аптек, – комментирует на условиях анонимности один из челябинских фармацевтов. – Основной контингент покупателей в аптеках – пенсионеры и мамы маленьких детей, потому что и престарелые люди, и дети болеют часто. При этом и те, и другие относятся к наименее платежеспособной части населения, а потому не всегда готовы приобрести патентованный, но дорогой препарат. В этом плане дженеретики спасают ситуацию».
Тогда в спор вступают врачи, которые в конечном итоге несут ответственность за исход лечения заболевания. «Я предпочитаю назначать оригинальные препараты, так как знаю, что только они проходят длительные, многоэтапные и достоверные испытания, – высказывает свое мнение на форуме пользователь с ником Доктор. – И в реальности при тяжелых ситуациях, например хирургических инфекциях, в стационаре мы неоднократно видели, как работают оригинальные лекарства и не помогают заменители. Я хочу быть хорошим врачом и поэтому всегда назначаю оригинальные препараты, или проверенные в США или в Западной Европе аналоги, или старые отечественные. Но никогда не индийские, турецкие или кипрские!»
Так кто же прав в этом споре? С одной стороны, система здравоохранения выстроена таким образом, что работающие люди предпочитают не связываться с поликлиникой, а помогать себе самостоятельно или с помощью аптекарей. С другой стороны, контроль за отпуском препаратов на сегодняшний день довольно слабый за исключением отдельных препаратов. В любой аптеке можно с легкостью купить лекарство, в инструкции которого написано: «Отпускается только по рецепту врача».