Есть у нас на детской площадке четырехлетний Илюша – тайная зависть многих мам. Обычно Илюша выходит с совочком и формочками, и все знают, что он будет лепить куличики, и ничего больше. Его мама выходит с книжкой, садится на скамейку напротив песочницы и читает. А Илюша возится в песке. И это может продолжаться часами. Другие дети по десять раз оббегут всю детскую площадку, переиграют во всех игры, по десять раз поссорятся и помирятся, а Илюша все пересыпает песок, копает ямки, строит башни – и нет ему дела до суетного мира.
Другие мамы восхищаются Илюшей: какой удобный ребенок! Сидит там, где его оставили, не бегает, не кричит, не дерется, не разбивает коленки. Я же считаю, что дети должны бегать и шуметь, а когда ребенок притих – время паниковать. Мама Илюши уверяет, что ее сын не имеет никаких отклонений, просто он такой тихий от природы.
«Несмотря на всю индивидуальность, дети проходят одинаковые этапы развития, которые на 70% завязаны на движении, – уверена педагог дошкольного образования Маргарита Тучина. – Они должны быть подвижными, того требует развитие скелета и мышечной ткани. Если ребенок – тихоня, это повод посетить врача».
Под врачом многие мамы понимают либо невролога, либо психиатра. Получив от того или другого заключение, что ребенок не имеет отклонений в психическом развитии и не страдает заболеваниями центральной нервной системы, многие успокаиваются, списывая малоподвижность сына или дочки на особенности характера. Однако руки опускать рано.
«Очень часто нежелание двигаться свидетельствует о каких-то проблемах сердечно-сосудистой системы, – рассказывает педиатр Ольга Тетерева. – Родителям обязательно надо посетить детского кардиолога и пройти с ребенком развернутое диагностическое обследование, потому что в таком юном возрасте обнаружить пороки развития сердца непросто, но сделать это необходимо, чтобы в дальнейшем предотвратить более серьезнее заболевания».
Первым поводом тревожиться за сердце малыша становится его быстрая утомляемость. Если ребенок побегал пять минут, и у него появилась одышка, или он сильно вспотел, или в буквальном смысле валится с ног, в то время как его сверстники продолжают резвиться, это уже повод обратиться к кардиологу. А уж если ребенок падает в обморок, или у него после активного времяпрепровождения появляется синюшность носогубного треугольника, или он жалуется на боль в груди, то к врачу следует бежать немедленно. «Зачастую дети более чутко относятся к своему организму, нежели взрослые, а потому инстинктивно стараются избегать тех условий и действий, которые вызовут плохое самочувствие, – поясняет Ольга Тетерева. – Они мало двигаются, стремятся уйти с солнышка в тень, сами ложатся отдыхать, предпочитают статичные игры: рисование, лепку, чтение книг, настольные игры». Все это тоже должно навести родителей на мысль, что их малыш недомогает.
Впрочем, с сердцем у него может быть полный порядок, а вот с опорно-двигательным аппаратом – проблемы. Когда новорожденному исполняется один месяц, ему проводят полное обследование: делают УЗИ органов брюшной полости, головного мозга, сердца, тазобедренных суставов, обязательное электрокардиографическое обследование сердечной мышцы. Следующая плановая комиссия – в год, когда малыша также смотрят различные специалисты. И именно тогда, когда многие дети уже начинают ходить, опытный ортопед или хирург должен выявить, имеются ли у ребенка патологии в развитии костно-мышечного аппарата. А если таковые находятся, то врач должен разработать тактику исправления данного дефекта. «Нарушения в развитии нижних конечностей, вызванные дисплазией тазобедренного сустава, или рахитом, или другими сбоями в процессе обмена веществ могут привести к неадекватной нагрузке на коленные и тазобедренные суставы и даже вызвать искривление позвоночника, а это в свою очередь скажется на ограничении подвижности ребенка», – напоминает детский тренер по плаванию Игорь Коновалов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня около 60% населения Земли страдает искривлением позвоночника. У 87% из них проблемы с позвоночником начались еще в детстве. Детский позвоночник еще не обладает достаточной прочностью, а потому искривление, смещение и утончение его дисков происходит гораздо быстрее, чем у взрослого человека. Кроме того, недостаток кальция и витаминов приводят к замедлению роста костей, что тоже становится причиной малоподвижности ребенка: его скелет просто не в состоянии выдерживать нагрузки.
Кроме того, влиять на активность ребенка могут и сбой процесса обмена веществ, например, нарушение функции щитовидной или поджелудочной желез. Патологические изменения центральной нервной системы тоже резко снижают активность ребенка, потому что его мозг он не получает полноценного отдыха. Об этом свидетельствуют нарушения сна, аппетита, резкая смена настроения, истерики, после которых ребенок долго не может успокоиться. Работа желудочно-кишечного тракта тоже оказывает воздействие на образ жизни ребенка. «Проблемы с печенью вызывают быструю утомляемость или даже боли в боку, а нарушение работы кишечника приводит к избыточному весу, что тоже снижает активность малыша», – поясняет Ольга Тетерева.
Еще один немаловажный фактор – психологический. Ученые орегонского университета доказали, что дети пяти-семи лет, чьи родители исповедуют авторитарный метод воспитания или, наоборот, наплевательский, на 30% чаще ведут малоподвижный образ жизни, чем их сверстники, имеющие более либеральных и внимательных родителей. Те же дошкольники, чьи мамы и папы принимают непосредственное участие в играх детей или совместно с ними занимаются спортом, более активны, в два раза реже болеют респираторными и вирусными заболеваниями и в четыре раза реже у них диагностируются патологии функций органов и систем, такие как гастрит, дисбактериоз кишечника, артериальная гипертензия. Кроме того, мыслительные процессы – внимание, память, воображение и прочие – у младших школьников, которые много двигаются, как правило, развиты лучше.