Какие эмоции вызывает слово «спортсмен», особенно если речь идет о вашем ребенке? «Мой сын – дзюдоист», «моя дочь – гимнастка», «мой ребенок плавает с рождения», – эти фразы родители произносят с гордостью. Но большинство при этом добавит, что их цель – не чемпионство, а крепкое здоровье своего ребенка. Однако немало и таких родителей, кто ведет своих детей по пути профессионального спорта. Вырастить олимпийцев стремится, наверное, и каждый тренер. А что нужно самому ребенку?
В здоровом теле – здоровый дух
Без сомнения, занятия спортом формируют здорового, физически крепкого ребенка: повышается общий тонус и иммунитет организма, активнее работают все системы. Малыш меньше болеет или не болеет вообще простудными и иными заболеваниями. Любой вид спорта развивает общие физические данные ребенка: гибкость, выносливость, силу, координацию движений, формирует осанку. Быстрыми темпами идет и умственное развитие. Во время тренировок в кровь выбрасываются гормоны счастья, а счастливого человека все болячки обходят стороной.
Каждый спортсмен скажет, что занятия спортом воспитывают характер, тренируют дух. В любом виде спорта есть трудности, которые нужно преодолевать, цели, которые нужно достигать. Так ребенок растет над собой, становится более сильным и уверенным в себе.
«Все спортсмены – очень сильные характером, – говорит мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике, директор СДЮШОР по спортивной гимнастике № 4 Евгений Крылов. – Во время тренировок им приходится преодолевать боль и страх, проявлять решительность и мужество. Все спортсмены выходят более сильными, готовыми к жизни».
«Дзюдо формирует человека как структуру, – считает мастер спорта международного класса по дзюдо, тренер Центра олимпийской подготовки по дзюдо Сергей Лепихинов. – У человека появляется стержень. Характер формируется так, что человек прямо может сказать в лицо то, что думает, он ничего не боится. Зачастую родители выбирают дзюдо не только потому, что он развивает физические данные, но и духовные, интеллект, характер, стойкость, стремление достигать своей цели». Эти слова справедливы для любого вида спорта.
Детей, которые занимаются в спортивной секции, отличает еще и культура поведения. Они, как правило, приветливы, отзывчивы, развиты, с уважением относятся к окружающим и очень сильно отличаются от детей, которых воспитывает улица. Жизнь маленьких спортсменов разнообразна и интересна: не только занятия в секции, но и соревнования, которые проходят в разных городах и странах, поражения и победы, завоевыванные медали. Развивается и обогащается внутренний мир детей, формируются личностные качества, столь необходимые человеку в жизни.
Опасный спорт
Однако спорт может быть очень травмоопасен, это не секрет. Возможные падения с высоты в спортивной гимнастике и цирке и, как следствие, переломы. Травмы от постоянных ударов в боксе, причем очень часто страдает голова боксера.
Любой человек, который так или иначе сталкивался с профессиональным спортом, скажет, что это – совсем не «здоровье». Постоянные тренировки приносят множество микротравм, которые в дальнейшем негативно сказываются на здоровье спортсмена. У самбистов, дзюдоистов, гимнастов под нагрузкой постоянно находятся коленные и локтевые суставы, у профессиональных боксеров кости порой ломаются под силой собственного удара. Страдают колени у футболистов и баскетболистов.
«У всех профессиональных спортсменов есть своя патология, – рассказывает хирург областного травматологического центра Владимир Залавин. – Наиболее часто ко мне общаются спортсмены с травмами коленного сустава, с повреждением мениска, которые нужно оперировать. Это в основном горнолыжники, футболисты и баскетболисты. У боксеров может быть сотрясение головного мозга, травмы плеча. Все контактные виды спорта являются травмоопасными. Не менее травматичной является гимнастика. Самый безопасный вид спорта – это плавание, в нем не происходит никаких серьезных травм. Но даже в профессиональном плавании бывают свои патологии».
Главное – здоровье
Физические нагрузки, спортивные тренировки необходимы любому человеку, а тем более ребенку. И они доступны ребенку с самого рождения, конечно же, с маминой и папиной подачи: динамическая гимнастика и раннее плавание, занятия на детском спорткомплексе, просто прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, даже верховая езда по 10-15 минут. По мере того, как ребенок подрастает, возможностей для занятий спортом становится больше. Лет с пяти-шести набирают детей практически во все секции. Плавание, гимнастика, боевые искусства, командные игры, спортивные танцы, конный спорт – важно показать ребенку как можно больше всего, что вообще бывает. Ни в коем случае нельзя заставлять, принуждать, давать нагрузки сверх меры, иначе можно отбить всякое желание. Нужно помочь ребенку выбрать то спортивное направление, которое ему больше всего подходит по характеру и темпераменту. Настраивать, программировать сразу на то, чтобы он стал чемпионом, не стоит: он должен заниматься спортом в первую очередь для своего здоровья, а дорогу в профессиональный спорт выбрать осознанно и самостоятельно.
Один знакомый рассказывал как-то про своего тринадцатилетнего сына, который занимался в спортшколе олимпийского резерва. Когда совместить учебу в лицее и спортивные тренировки по пять часов пять дней в неделю стало затруднительно, отец дал сыну право выбора. И тот сам позвонил тренеру, отказавшись от такой спортивной нагрузки в пользу общего образования. Человек уже в тринадцать лет понимал, что ему не нужен профессиональный спорт.
«Все, что мы даем детям в дошкольном и школьном возрасте, – база физической подготовки, – считает фитнес-тренер Наталья Краснова. – И дальше человек, если ему это нужно, идет к спорту высших достижений. Он осознанно делает выбор в пользу профессионального спорта, понимая его негативную сторону, осознанно идет на травмы ради наград и достижений, ради идеи». Очень важно, считает Наталья, быть с ребенком во всех спортивных тренировках. Не «передавать» его тренеру, перекладывая ответственность, а участвовать в спортивной жизни ребенка. Если это дошкольник, поддерживать, подстраховывать его, играть на свежем воздухе, вместе бегать по лесу. Если школьник – ходить вместе в походы, вместе участвовать в соревнованиях. Вместе переживать как можно больше радостных эмоций от совместных достижений и побед. Тогда спорт даст детям несравненно больше, чем просто физические нагрузки.
В парке во время прогулки я встретила однажды необычную парочку – папу и дочку лет пяти. Они вместе бежали трусцой, бежали потихоньку, и девочка светилась такой радостью! Было видно, что это очень значимое событие в ее жизни. Я думаю, у этой малышки сложится самое позитивное отношение к спорту, желание и потребность заниматься им и дальше.