Челябинская область вошла в десятку регионов, которые первыми внедрили в крупнейших ревматологических центрах терминалы самооценки. Инновационный инструмент предназначен для контроля за самочувствием больных с ревматическими диагнозами, такими как ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит, псориатический артрит.
Научное и программное обеспечение для терминалов было разработано при участии ученых из ФБГУ «НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой» РАМН при технической поддержке некоммерческой организации «Центр обучения профессионалов здравоохранения». Высокотехнологичный инструмент выполняет сразу несколько функций. Во-первых, помогает врачу точнее оценить состояние больного при поступлении. Во-вторых, позволяет отслеживать изменения в самочувствии пациента после курса лечения тем или иным препаратом. В-третьих, экономит время специалиста и нервы пациента.
На заполнение электронной анкеты пациенту необходимо примерно полчаса. Вопросы самые простые, например: «Трудно ли вам мыть голову?» или «Как низко вы можете наклониться?» (Ответ можно выбрать из предложенных вариантов). Еще одна важная часть опросника – шкала боли. Пациент может самостоятельно поставить оценку силе своих болевых ощущений в тот или иной период времени. Охранник из села Айлино Саткинского района Владимир Абросимов один из первых, кто рискнул довериться посредничеству электронного «доктора». «Мне сначала все показали, объяснили, что и как заполнять, – говорит он. – В принципе, аппарат очень простой, устроен примерно как обычный «планшетник». Месяц спустя я уже полностью самостоятельно все пункты заполнил, а потом мне даже распечатку принесли в палату».
Информация с терминала в режиме онлайн поступает на компьютер, установленный в кабинете лечащего врача. При помощи специальных индексов, отражающих степень активности заболевания, составляется график, на котором кривая показывает динамику состояния пациента. «Для нас плюс, что мы не бегаем с бумажными опросниками, как это было до появления терминала, – говорит врач-ревматолог отделения ревматологии ЧОКБ Екатерина Богданова. – Это существенно экономит время. Вся информация, которую предоставляет пациент, поступает в компьютер лечащего врача и автоматически с помощью специальных кодов переводится на язык математики. Другими словами, переводим их субъективные ощущения в объективные цифры».
Чтобы адекватно отследить влияние лечения на организм пациента, достаточно трех–четырех месяцев наблюдения. Несколько точек ясно покажут направление кривой состояния. Если красная линия устремлена вверх – налицо явная положительная динамика. Черта, направленная вниз, сигнализирует о неэффективности назначенного этому пациенту препарата, значит, стратегию лечения требуется срочно менять. Ровная прямая говорит о стабильности состояния.
Заполнять опросник пациент может во время ожидания приема у ревматолога. Специально обученные работе с терминалом медицинские сестры помогают новичкам разобраться с электронной анкетой. К тому времени, когда пациент войдет на прием к врачу, результаты в режиме онлайн уже буду доступны доктору. Это значительно сокращает время приема и позволяет врачу принять больше пациентов, нуждающихся в консультации специалиста.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой ЧОКБ.