Слово «патологоанатом» у обывателя вызывает стойкую ассоциацию с заключением по причине смерти человека. Тем не менее установление этих причин – лишь небольшая часть всей работы, что выполняют патологоанатомы или, как их называют в медицине, гистологи.
Зреть в корень
Гистология – наука о тканях живого организма. Наука немолодая и развивающаяся, и в последние десятилетия в ее развитии произошел колоссальный скачок. Выразилось это в тех возможностях, которые современная гистология предоставляет врачам для диагностики очень многих заболеваний. В самую первую очередь – онкологических. Патологоанатом видит в гистологическом препарате застывшую картину патологического процесса, происходящего в организме человека на момент забора материала.
Например, биопсия желудка, которую довольно часто делают при фиброгастроскопии. Гистолог, изучая биопсированный материал, может дать ответ, какой гастрит у пациента и гастрит ли это, какова стадия болезни и ее причина. В большинстве случаев причиной гастрита является обсеменение слизистой желудка бактериями хеликобактер пилори, но бывают и иные причины возникновения. А следовательно, это влияет на выбор метода лечения, на его тактику. В ряде случаев гистолог может даже дать прогноз: к чему приведет это заболевание. Например, атрофический гастрит может сопровождаться рядом изменений, которые, в свою очередь, могут указать возможный путь развития рака желудка или нейроэндокринного рака. Поэтому ранняя и, что немаловажно, точная диагностика обусловливает возможности успешного лечения заболевания, если оно выявлено на ранней стадии, или его профилактики, если самой болезни еще нет, но обнаружены факторы риска ее развития.
Такие прогнозы имеют значительную достоверность, поэтому от правильности заключения гистолога во многом зависит судьба пациента. Можно годами безуспешно лечить какую-то болезнь, потому что причина ее возникновения так и не была выявлена. Гистология же помогает увидеть эту причину. Особенно это актуально для онкологии, где успешность лечения зависит от заключения гистологов, которые с высокой долей достоверности могут определить, является ли новообразование злокачественным, и какова степень его злокачественности.
Быстро и точно
Гистолог в первую очередь является диагностом, и от его работы зависит работа других врачей, в частности хирургов. Дело в том, что болезни могут маскироваться. Например, под маской язвы желудка может скрываться и рак, и туберкулез, и чтобы определиться и с видом операции, и с ее объемом, сначала нужно исследовать биоматериал. Для этого эндоскопист берет биопсию – маленький кусочек в несколько миллиметров из патологического очага. Из этого приготавливается гистологический препарат, гистолог его изучает и дает заключение, с чем хирургам придется иметь дело: с опухолью, туберкулезом или каким-то иным патологическим процессом.
«Нередки случаи, когда во время операции к нам доставляют материал для экстренной диагностики, – рассказывает заведующая патологоанатомическим отделением ГКБ №8 Анна Горфинкель. – Хирург берет небольшую часть края оперируемого органа с области резекции, чтобы гистологи дали заключение о характере патологии. И мы в течение 20–25 минут по технологии глубокой заморозки определяем, есть рост опухолевых клеток в образце или его нет». От этого зависит объем операции, потому что если по линии резекции есть рост клеток новообразования, то хирург увеличивает площадь удаления тканей пораженного органа. Такой метод часто применяют при удалении рака легкого, желудка, кишечника, в некоторых видах гинекологических операций.
Кроме того, пока пациент лежит на операционном столе, гистолог может определить, куда метастазирует новообразование, есть ли метастазы в данных органах и надо ли их удалять. Для хирургов такая информация на вес золота, потому что, зная характер и степень распространения патологии, они выстраивают и ход и объем операции.
Взгляд сквозь годы
Приготовление гистологических препаратов предполагает наличие кусочка ткани из организма пациента, из которого при помощи различных методик изготавливается парафиновый кубик. Человеческая ткань, заключенная особым образом в парафиновую среду, может храниться сколь угодно долго. «Сейчас к нам приходят пациенты, у которых операции по удалению злокачественных опухолей были проведены несколько лет и даже десятилетий назад, – поясняет Анна Наумовна. – Но все фрагменты органов при таких операциях хранятся в патологоанатомических отделениях, а значит из этих фрагментов можно заново приготовить гистологический препарат с помощью современных методик и провести современное исследование».
Для чего это нужно? Медицинская наука развивается бурными темпами, появляются не только новые методы исследования, но и новые лекарственные препараты, методики лечения заболеваний. Спустя несколько лет на известные заболевания можно взглянуть под новым углом. Повторный анализ биоматериала может изменить тактику лечения, сделать его более эффективным, ведь не всегда удается остановить патологический процесс, даже если диагностика была верной. Особенно важно это в том случае, если у больного случился рецидив или возникли какие-то тревожные симптомы.
Таким образом, последовательность действий такова: сначала эндоскопист берет на анализ маленький кусочек ткани, чтобы гистолог мог дать заключение о патологическом процессе в данном органе. Затем хирург определяет ход и объем операции и во время вмешательства, если того требует диагноз, или после операции снова отправляет на анализ фрагмент удаленного новообразования или органа. «Здесь мы вырезаем из патологически измененных очагов фрагменты, готовим гистологические препараты и после этого имеем возможность выявить характер патологического процесса, его стадию, причину, дифференцировать и дать некоторые прогнозы», – говорит Анна Горфинкель.
Он такой один
Все большее развитие в диагностике онкологических заболеваний получает подраздел гистологии – иммуногистохимический метод исследования. Он позволяет не просто максимально точно определить характер опухоли, но и подобрать наиболее эффективный химиопрепарат для ее лечения. Иммуногистохимия наряду с молекулярно-генетическим исследованием считаются самыми достоверными в современной медицинской науке. И если гистологическое исследование сегодня признается рутинным и выполняется в любом многопрофильном медицинском учреждении, то иммуногистохимия и молекулярно-генетические исследования внедрены далеко не везде. В основном потому, что для этого требуется дорогостоящее оборудование, а также специальное обучение врачей, и не все медицинские организации пока могут себе такое позволить.
Конечно, помимо гистологической диагностики существуют и другие методы исследования. Например, лучевые (компьютерная томография, МРТ, УЗИ-диагностика); цитологические (исследование на клеточном уровне); биохимические и так далее. Но при этом гистологический метод исследования остается уникальным методом, который пока в современной медицине ничто не может заменить.
Фото: Фото с сайта Healthsciences.utah.edu