Государственная дума приняла в третьем чтении очередные поправки к закону «О рекламе». Причиной стали вступившие в силу в январе 2014 года поправки, которые наделали много шума и фактически парализовали продвижение медицинских услуг и препаратов к потребителю. Из-за неточности формулировок он был лишен информации о том, где и какие медуслуги он может получить.
Ситуация доходила до абсурда. Чтобы, например, выяснить, где устанавливают светоотверждаемые пломбы или делают трехмерную компьютерную томографию, людям приходилось обзванивать все стоматологические клиники. Впрочем, и частная медицина пострадала от новой поправки к закону. Например, если клиника приобретает какое-то новое оборудование или получает лицензию на новый вид услуг, она не может сообщить об этом своим пациентам, если только те сами не спросят.
Как всегда, поправки к закону вносились с благими целями – чтобы ограничить рекламу чудо-аппаратов с недоказанной клинической эффективностью и проведения абортов. Но вышла благая инициатива боком, потому что между частями 7 и 8 статьи 24 возникло противоречие. Так, статья 7 разрешала рекламу медицинских услуг в неспециализированных СМИ, но с некоторыми ограничениями, а вот часть 8 вообще ее запрещала.
Суть противоречия крылась в небрежном обращении с терминами. Первоначальный текст закона звучал так: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях». Депутаты убрали из формулировки несколько фраз и тем самым подписали приговор не только частным клиникам и производителям медицинских препаратов и изделий, но и потребителям данной продукции.
Отныне закон стал категоричен: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, а также медицинских изделий не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях». То есть с января было запрещено рекламировать даже такие необходимые медицинские предметы, как трости, тест-полоски, урологические прокладки, ортопедические стельки, ингаляторы, тонометры, массажеры и даже градусники. Причем реклама этих товаров была запрещена везде – в аптеках, в поликлиниках, в стационарах, в Интернете.
В свое оправдание депутаты и чиновники российского Минздрава говорят, что хотели лишь запретить называть методы лечения медицинскими услугами. «Мы имели в виду, что нельзя рекламировать в качестве услуг те методы диагностики, лечения и реабилитации, которые используются врачами, – пояснила «Российской газете» врио директора правового департамента Минздрава России Светлана Соловьева. – Но это не ограничивает рекламу услуг».
Однако юристы не согласны с таким мнением. «Прочтение нормы закона может быть только однозначным, – уверен начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. – А в законе ясно сказано: реклама медицинских услуг не допускается нигде, кроме специализированных изданий и медицинских мероприятий».
Естественно, рекламодатели не стали терпеть данное положение вещей, и уже за первый месяц в ФАС поступило около 300 обращений по этому вопросу. Это и побудило депутатов пересмотреть трактовку поправки, и поэтому теперь во всех печатных и электронных СМИ можно без ограничений рекламировать и услуги, и безрецептурные препараты, и медизделия, если они не требуют от пользователя специальной подготовки. Однако по-прежнему остается табу на рекламу медизделий, использование которых требует специального обучения – то есть всей сложной медицинской техники, такой как УЗИ, МРТ, КТ и прочее. Рекламировать ее можно будет лишь в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.