Моя сестра в недоумении: ее коллега, которая недавно стала мамой, отказалась брать зимний комбинезон и некоторые другие вещи, которые носил другой ребенок. «Они же совсем как новые, – возмущалась сестра. – Ваня надел их всего раза три и вырос». Однако коллега объяснила свое нежелание пользоваться секонд-хендом тем, что ребенок через ношеные вещи может заразиться какой-то инфекцией. Однако этот страх – лишь верхушка айсберга. Мифов и предрассудков, которые заставляют мам приобретать детям лишь новые вещи, великое множество. Развенчать их мы попросили специалистов.
Бактерии в рукаве
Очень часто молодые мамы (как правило, те, кто родили первенца) отказываются от вещей родственников и друзей, чьи дети выросли из одежды. Сами мамы мотивируют это тем, что через вещи можно заразиться какой-нибудь болезнью – от дизентерии до гепатита С. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это, надо понимать, какими путями передается то или иное заболевание.
«Большинство вирусов, и в том числе гепатит, сохраняют жизнеспособность во влажной среде и потому передаваться могут только с жидкостями – кровью или спермой, реже – слюной, потом и так далее, – говорит детский инфекционист Людмила Купонина. – Передача вирусного заболевания через одежду исключена».
Как исключена и передача яиц гельминтов. Дело в том, что основной вид заражения яйцами паразитов происходит через продукты питания (в основном – мясо, рыбу, яйца) и воду, а вот немытые руки занимают всего 12% от всех случаев. Фактов распространения гельминтоза через одежду не выявлено вовсе, потому что паразиты не покидают организм хозяина, чтобы отложить яйца.
Теоретически через обувь и одежду можно заразиться грибковым заболеванием, но для этого должно сойтись сразу несколько обстоятельств. Грибковые заболевания, как правило, передаются при незащищенном контакте с влажными поверхностями общего пользования – в бассейнах или душевых, а также в водоемах. Если ребенок не посещает такие места или находится в них в закрытой непромокаемой обуви, то риск заражения в разы снижается. Следовательно, передать грибковые заболевания через обувь он не может. К тому же если речь идет о зимней обуви, то в ней нога ребенка находится в плотном носке, который препятствует распространению грибка.
То же самое и с одеждой. Если ребенок болен чесоткой или лишаем, то теоретически на одежде остаются частички зараженной кожи, однако жизнеспособность грибков сохраняется не более двух недель, а значит, при выдерживании карантина можно ликвидировать опасность. К тому же термическая (просушка) или химическая (стирка) обработка вещей убивает возбудители.
«Стоит отметить, что грибковые заболевания встречаются у детей первого года жизни очень редко, потому что ребенок еще мало контактирует с внешним миром и большую часть времени проводит дома, – успокаивает мам педиатр Нина Колодезная. – Кроме того, грудное вскармливание дает ему силу взрослого иммунитета в отличие от трехлеток, организм которых учится самостоятельно защищаться от агрессивной среды».
Со своей энергией в чужой дом
Другая причина, по которой мамы отказываются от чужой одежды, лежит в плоскости суеверий или религиозных предрассудков. Многие уверены, что одежда перенимает энергетику, карму или какую-то другую субстанцию своего хозяина и таким образом может влиять на здоровье и даже на судьбу человека, который носит одежду впоследствии.
«Предметы неживого мира действительно могут заряжаться чужой энергией и отдавать ее, но в этом случае речь идет о материи с более плотной структурой – минералах или металлах, – поясняет парапсихолог Серафима Груднева. – У ткани более пористая, свободная структура, она не способна удерживать энергию долгое время, только до первой стирки или чистки».
Молодая мама Юлия считает, что таким подходом люди просто маскируют свою брезгливость. «Какая плохая энергетика может быть у маленького человечка, который только появился на свет? – возмущается она. – Во всех религиях новорожденные – это олицетворение чистоты и непорочности. Поэтому когда начинаются разговоры о том, что детская одежда может нести негативную энергию, я понимаю, что речь идет о мнительных людях, которым везде чудится угроза».
«Родителям свойственно олицетворять вещи со своим чадом, – поясняет семейный психолог Наталья Дрозд. – Для них первые ползунки, первые сапожки и первое платьишко ребенка столь же ценно, как и его первая улыбка, первые шаги. Поэтому когда малыш вырастает из одежды, у мам рука не поднимается отправить вещь в мусорное ведро. Хочется продлить ей срок службы, поделиться частичкой своего счастья с другой мамой».
А вот мать троих детей Инесса Гаспарян считает, что отказ от ношеных, но сохранивших хороший вид вещей – это непрактичный подход: «Когда ребенок первый и к тому же долгожданный, то родители возводят его в культ. Однако если в семье появляется второй малыш, родители начинают понимать, что приобретение обновок для двоих – это серьезное испытание для бюджета. А с третьим ребенком они и вовсе переходят в режим секонд-хенда».
Другой вариант, когда родители считают, что донашивание чужих вещей каким-то образом унижает их семью. Налицо внутренний конфликт и комплексы родителей, которые переносят проблемы личностного характера на ребенка.
«Кто-то болезненно воспринимает ситуацию, когда ему приходится быть номером два, даже если речь идет о принятии в дар чьих детских вещей, для кого-то покупка новых вещей – это способ показать материальный достаток семьи и тем самым возвыситься над окружающими, – подводит итог Наталья Дрозд. – Так или иначе речь идет о личностных проблемах самой мамы, для которой ребенок становится инструментом влияния на окружающих».
Принимать или нет в дар ношеные вещи – каждый решает для себя. Важно лишь относиться к этому здраво, не поддаваться на сомнительные доводы о заразных болезнях и не обрастать суевериями. А по вопросам гигиены – обращаться к специалисту.