В уходящем году зарплаты врачей в среднем выросли на 5,5%, младенческая смертность уменьшилась почти на два пункта, а укомплектованность больниц кадрами составила более 75%. Таковы итоги годовой работы министерства здравоохранения Челябинской области.
Если говорить подробнее, то средняя зарплата врачей на Южном Урале получилась даже выше рекомендованного государством уровня. Так, согласно указу президента с учетом базовой ставки, компенсационных и стимулирующих выплат средняя заработная плата в любой больнице России должна составлять 37 314 рублей. В Челябинской области эта цифра равна 42 072 рублям. Правда, это не означает, что каждый врач в больнице получает именно столько.
«У нас есть большая категория докторов, которые работают только по базовой ставке, не берут дежурств и не работают по совместительству, – вводит в курс дела министр здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев. – Их зарплата, конечно, будет ниже, чем у тех, кто берет дежурства».
Однако чтобы поддержать и эту категорию врачей, базовая ставка в будущем году будет пересмотрена и составит уже 50%. Именно она станет вторым рычагом привлечения в сельские ФАПы и районные больницы новых специалистов. Сегодня там по-прежнему сохраняется дефицит кадров, но уже не такой острый, как было в 2011 году. Только за прошедший год медицинские учреждения глубинки пополнились 260 специалистами. Среди них не только те «миллионеры», которые идут работать в село за государственный миллион, но и врачи-иностранцы. Так, например, в Варненском районе работают несколько врачей из Кыргызстана, еще в нескольких – из Казахстана. Все они подтвердили свои медицинские дипломы и получили разрешение на работу.
К слову, о программе «Земский доктор», которая направлена на устранение кадрового дефицита в районах больницах. С будущего года возраст врачей, имеющих право участвовать в этой программе, повысится с 35 до 45 лет. По словам главы регионального минздрава, сегодня укомплектованность кадрами лечебных учреждений области составляет 75-80%, и при этом в крупных городах ситуация, конечно же, лучше, чем в глубинке. И выправление этой ситуации – одна из задач оптимизации системы здравоохранения.
«Оптимизация сейчас вызывает негативную реакцию, потому что люди боятся, что она будет проводиться революционными методами, – поясняет Сергей Кремлев. – Но я хочу успокоить: к судьбе каждого учреждения мы подойдем взвешенно. И прежде чем принять решение о закрытии какого-то ФАПа, мы обеспечим жителям села доступность медицинской помощи».
Сделать это поможет трехуровневая система оказания медпомощи, которая активно внедряется в России в последние несколько лет. Так, на первом уровне пациентам будет оказываться первичная и неотложная помощь в офисах врача общей практики и поликлиниках, на втором – первичная и специализированная, где в игру вступают уже межмуниципальные центры с хорошим реанимационным и хирургическим оборудованием. А на третьем уровне речь идет уже о специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
«Не надо забывать, что почти 85% населения начинают и заканчивают лечение в амбулаторной службе, – напоминает Сергей Леонидович. – И главная наша задача – сделать эту службу не только доступной, но и максимально эффективной, например, переводя часть пациентов из круглосуточных стационаров в дневные. Поэтому, говоря о сокращении коек в больницах, мы подразумеваем, что заменим их койками дневного пребывания».
В этой связи у многих возникают страхи, что лекарственная обеспеченность стационаров снизится. Однако в минздраве успокоили: годовой план закупок лекарственных средств утвержден, и пока помех для его реализации нет. Повышения цен на лекарства жизненной необходимости тоже пока не предвидится.
«У нас существует список жизненно необходимых лекарств, в котором более 50 наименований, и государственные закупки этих препаратов уже осуществлены, – добавляет начальник управления лекарственного обеспечения минздрава Челябинской области Арина Устюгова. – Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг цен на такие лекарства и следим, чтобы цены не поднимались выше уровня, установленного государством».
Еще одним немаловажным показателем успешной работы минздрава стало снижение детской смертности. Несмотря на то что в прошлом году показатели младенческой смертности в Челябинской области были заметно ниже общероссийских (8,4 ребенка на тысячу рожденных живыми против 10,5 детей), в 2014 году этот показатель снизился почти на два пункта – до 6,7 ребенка на тысячу младенцев, рожденных живыми.
«Большую роль в снижении младенческой смертности играет оптимизация системы роддомов, которую мы проводим с 2009 года, – комментирует ситуацию заместитель министра здравоохранения Челябинской области Виктория Сахарова. – Сегодня мы создали большую сеть как специализированных роддомов, так и роддомов с родзалами для ургентных пациентов, оснащенными серьезной реанимационной аппаратурой».
Со строительством второго перинатального центра появится возможность более детального обследования и ведения беременных женщин с различными патологиями, а также возможность оказания реанимационной, хирургической, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи детям с патологиями внутриутробного развития.
Тем не менее основной упор в будущем году будет делаться не на развитие стационаров, которые благодаря модернизации здравоохранения преобразились за счет капитальных ремонтов и обновления парка аппаратуры, а на развитие первичного звена, то есть поликлиник.
«В этом году благодаря ежегодной диспансеризации было выявлено около 190 тысяч первичных заболеваний, в том числе более двух тысяч онкологических, – заметил Сергей Кремлев. – Поэтому на важность своевременного обследования мы делали и продолжим делать упор».