Врачи Челябинской областной клинической больницы (ЧОКБ) провели сложнейшую операцию по протезированию торакоабдоминальной аневризмы аорты. Восемь часов потребовалось кардиохирургам, чтобы заменить расслоившуюся аорту протезом и подшить к ней все жизненно важные артерии.
«Это произошло 30 декабря. Сильнейшая боль в пояснице, которая затем поднялась по всему позвоночному столбу, – вспоминает 67-летняя пациентка из Миасса Галина Батыгина. – Я не находила себе места, не знала что предпринять. Вызвали «скорую». Приехавшая бригада сняла приступ боли, но вскоре боль появилась снова, уже в области брюшины. Вызвали участкового врача, она поставила диагноз «острый живот», и с этим диагнозом меня отправили прямо в реанимацию».
Миасские врачи по УЗИ диагностировали у Галины Ивановны расслоение аневризмы брюшной аорты. Женщина вспоминает, расширение артерии у нее случайно выявили еще в 2007 году, размеры его были невелики, поэтому показаний к операции не было. Но, как оказалось, недуг, который ничем себя не проявлял многие годы, был бомбой замедленного действия.
Уже в январе больную доставили в реанимацию Центра хирургии сердца и сосудов областной больницы. «В Челябинске помимо аневризмы брюшной аорты у меня выявили аневризму грудной аорты, причем расслоение уже шло. Я практически шла к концу», – рассказывает пациентка. Однако челябинские врачи не дали случиться печальному финалу. «По результатам компьютерной томографии и ангиографии мы выяснили, что у больной на фоне расслоения аорты (отслоилась внутренняя стенка сосуда. – Прим. авт.) произошла фенестрация – образовался дополнительный дефект ниже участка аневризмы. Кровь начала циркулировать и по ложному, и по истинному просвету артерии. Артерии, питающие нижние конечности и кишечник, кровоснабжались от истинного просвета, правая почечная артерия – от ложного», – поясняет заведующий отделением кардиохирургии ЧОКБ Алик Серажитдинов.
В некоторых ситуациях образование фенестрации врачи считают самоизлечением. Если бы этого не произошло, кровоснабжение ног у Галины Ивановны могло прекратиться, что грозило бы гангреной и последующей смертью. Ей повезло, организм нашел этот выход, но боли не прекращались из-за расслоения стенок аорты, поэтому кардиохирурги вынуждены были взять пациентку в операционную.
«Нам пришлось полностью иссекать измененный участок аорты от грудного отдела до бифукации аорты (расположена в районе поясницы. – Прим. авт.) и вшивать протез. Обычно такие операции выполняются с искусственным кровообращением. В нашем случае это было не очень хорошо для больной, потому что если пережимать аорту на уровне грудного отдела, пострадают все артерии, которые питают внутренние органы и нижние конечности», – говорит хирург. В итоге было решено изменить концепцию. «Мы сделали одно соединение артерии с протезом ниже измененного участка, после этого спротезировали второй конец с грудным отделом аорты. Кровь начала по этому протезу ходить в нижние конечности и ретроградно-висцеральные артерии. Так как все артерии были проходимы за счет того, что ретроградная кровь забрасывалась в них, это позволило нам без искусственного кровообращения постепенно подключать их в протез. В конце мы пересекли измененный участок артерии и сформировали окончательное соединение артерии с протезом», – делится особенностями технологии доктор.
Восемь часов на операционном столе, большой и очень травматичный доступ, а потом долгий и кропотливый этап выхаживания в реанимации. Все это непросто далось Галине Ивановне и потребовало огромных усилий от врачей. «Кардиохирургическая специальность – одна из наиболее высокотехнологичных из всех хирургических специальностей. Та операция по протезированию торакоабдоминальной аневризмы аорты, которая проведена недавно в нашем кардиохирургическом отделении, очень редкая и уникальная тем, что, во-первых, пациентов таких немного, а во-вторых, она очень сложная технически и требует филигранного мастерства работы всей бригады: и кардиохирургов, и анестезиологов. Операция длилась очень долго, и здесь не менее важен был послеоперационный реабилитационный период. Выходить пациента после такого очень травматичного доступа – это огромный труд и высочайший уровень квалификации кардиореаниматологов. Только когда вся команда работает как одно целое, такие пациенты могут иметь шансы на выздоровление», – уверена заместитель главного врача по лечебной работе ЧОКБ Агата Ткачева.
Врачи отмечают, подобные операции в Челябинске выполняются очень редко – в прошлом году, например, не было ни одного подобного вмешательства. Аналогичную операцию кардиохирурги областной больницы проводили пять лет назад более молодой пациентке. Тогда все прошло успешно, впрочем, как и в этот раз. Нынешняя пациентка кардиохирургов областной больницы с надеждой смотрит в будущее. «Я очень благодарна всем тем, кто приложил усилия для спасения моей жизни. Теперь я с оптимизмом смотрю на то, что меня ждет. День ото дня силы прибывают, и уже очень хочется оказаться дома, среди самых близких мне людей», – говорит Галина Ивановна.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА