Вопрос о запрете «военных» компьютерных игр с разной периодичностью поднимается в законодательных кругах разных стран. Российские депутаты шагнули чуть дальше и предложили запретить и «военные» игрушки, в частности, имитирующие оружие. По мысли депутатов, такие игрушки развивают у детей потребность в агрессивном поведении. Действительно ли это так, и какую роль в формировании детской психики играет пластмассовый пистолетик?
Дети-солдатики
Сегодня магазины игрушек буквально ломятся от всевозможных видов милитаристских игрушек. Это не только танчики и пистолетики, но и всякого вида военизированные роботы, костюмы солдат, аксессуары в виде биноклей, касок, раций. Складывается ощущение, что мы живем в мире, где дети с самого нежного возраста вынуждены вставать на защиту родины или хотя бы семьи.
«Человек, даже если ему от роду всего два года, берется за оружие тогда, когда чувствует себя в опасности, чувствует незащищенность, – поясняет семейный психолог Наталья Дрозд. – Большинство наших детей перманентно находятся в таком состоянии, но именно игра в «войнушку» дает им способ пережить состояние успеха, победы».
По мнению психологов, не важно, в каком ключе идет игра: побеждает ли ребенок врагов в компьютерной игре или бегает с винтовкой на пейнтболе. Главное в этом действе – победа, повышение самооценки. Во время таких игр маленькие дети сбрасывают накопленное раздражение, учатся бороться со страхами, учатся преодолевать трудности. В более старшем возрасте эта потребность переносится на другие виды деятельности – спорт, интеллектуальные олимпиады, владение материальными ценностями.
«Для мужчины очень важно ощущение собственной силы, ведь исторически так сложилось, что именно мужчина ходил на охоту и на войну, он был ответственен за выживание своего племени и потомства, – говорит кандидат исторических наук Виктор Завьялов. – Если с детства не воспитывать в мальчике стремление к победе, уверенность в собственных силах, то через 20 лет мы получим инфантильную, безынициативную и вялую особь мужского пола».
Смена направления
«У моего четырехлетнего сына роботов и танчиков больше, чем во всех советских магазинах моего детства, – делится опытом мать двоих детей Татьяна Широкова. – Однако с ним мы играем в роботов-защитников и роботов-помощников. Используя страсть нынешних детей к такого вида игрушкам, я пытаюсь внушить сыну, что герой с оружием должен защищать слабых, помогать тем, кто сам не может справиться с проблемой, а не убивать и не разрушать».
Ключевым моментом в этом является разведение игры и бытовой среды. Все соревнования, «войнушки» и деление на «наших» и врагов должны оставаться в игре. Очень важно, по мнению психологов, научить ребенка различать игровые отношения и реальные, чтобы соперничество в военных играх не переносилось на отношения с людьми в быту.
«Сама по себе военная игра и все эти пистолетики не несут никакого негативного воздействия, – считает педагог начальной школы Валентина Пурхина. – Они лишь форма, которая наполняется содержанием. А вот содержание дети черпают из окружающих их отношений. Если отец бьет мать, то агрессивное поведение ребенка вытекает именно из этого примера, а не от игры пластмассовым мечом».
Кроме того, есть еще один момент, о котором стоит сказать. Сегодняшние дети буквально завалены игрушками на любой вкус и цвет, а это в свою очередь обесценивает и саму суть игры. И если их папы дорожили каждым танчиком и лелеяли свой пластмассовый автомат, потому что он у ребенка был один, или такого больше ни у кого не было, то сегодняшние дети не ощущают ценности игрушек. С утратой этой значимости утрачивается и понимание сути. Так что психологи, педагоги и родители не склонны драматизировать ситуацию с игрушками в стиле «милитари», как это делают депутаты.
Фото: Фото Suzanne Tucker с сайта Shutterstock.com