На общественное обсуждение вынесен проект постановления «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», разработанный российским Министерством здравоохранения. В новую программу внесены некоторые изменения, которые, по замыслу чиновников, сделают медицинскую помощь более доступной и более качественной. Обсуждение продлится до 20 августа 2015 года.
Изменения коснулись подушевого финансирования медицинских учреждений (прежде всего, поликлиник), а также критерий оценки качества их работы. Так, традиционные койко-дни, пациенто-дни и посещения предлагается заменить понятием «законченный случай». Как планируется, стимулирующие выплаты для медперсонала стационаров будут начисляться за «законченный случай лечения заболевания», а в поликлиниках законченными случаи будут считаться при двух и более посещениях лечащего врача.
Увеличится и финансирование единицы объема медицинской помощи по базовой программе ОМС. Например, стоимость профилактического посещения поликлиники застрахованным лицом выросла с 371,7 до 388,4 рубля, за каждый законченный случай госпитализации стационары теперь будут получать по 66,6 тысячи рублей вместо 63,7 тысячи, а вызов скорой ФОМСу обойдется в 1948 рублей вместо нынешних 1804 рублей.
Если брать подушевые нормативы в целом, то рост, по сравнению с прошлым годом, составил 5,3%. Однако еще годом ранее (с 2013 по 2014) стоимость нормативов увеличилась на 12,3%. Специалисты уже назвали незначительным повышение стоимости нормативов на фоне роста инфляции.
При этом создатели документа комментируют его основной посыл: упор делается на профилактику заболеваний, а не на их лечение. Именно поэтому условный россиянин в 2016 году может обратиться в поликлинику с профилактическими целями, например, для прохождения диспансеризации, 2,35 раза, тогда как в 2015 году эта цифра составляет 2,3 раза. Увеличился и норматив реабилитационных отделений – с 0,033 койко-дня до 0,039. Объем высокотехнологичной помощи в расчете на одного жителя составил 0,0047 случая госпитализации (против нынешних 0,0041).
В этой связи самым важным пунктом, касающимся всех граждан России, стал пункт об изменениях сроков ожидания медпомощи. Например, приема участкового терапевта и педиатра, врача общей практики гражданин может ждать не более 24 часов с момента обращения. Максимальный срок ожидания компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии (при наличии направления от врача) с 30 дней уменьшился до 20 дней.
Остальные сроки ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме остались прежними: прием узкого специалиста – не более 10 рабочих дней с момента обращения, диагностические инструментальные и лабораторные исследования – не более 10 рабочих дней. Ожидание специализированной медпомощи в стационаре – не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления.
Как и в прошлом году, на основании федеральной программы госгарантии будут создавать региональные (территориальные) программы, где существующие положения будут прописаны более детально с учетом специфики региона.
Однако у данной системы есть существенные недочеты, на которые ежегодно обращает внимание общественности «Лиги пациентов». Ее президент Александр Саверский уверен, что сам факт ограничения государством объема оказания медицинской помощи уже нарушает статью 41 Конституции РФ.
«Наша Конституция гарантирует бесплатную помощь и не знает никаких застрахованных лиц, она знает только граждан, – сказал он в одном из интервью. – Но Минздрав определяет объем бесплатной медпомощи для базовой программы госгарантий, то есть фактически решает, какая помощь достаточна и бесплатна, а какая избыточна и должна оплачиваться».
Несмотря на возмущения общественных организаций программа госгарантий – федеральная или территориальная – является единственным инструментом регулирования объема оказания медицинской помощи в России.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com