Министерство здравоохранения России совместно Министерством образования разрабатывают концепцию школьной медицины, в рамках которой уже в следующем учебном году в российских школах могут ввести новый предмет по здоровому образу жизни (ЗОЖ). ChelDoctor.ru попытался выяснить у врачей, насколько актуален такой шаг сегодня.
«Сейчас мы создаем концепцию школьной медицины, мы ее заканчиваем. Над этим работают наши специалисты совместно со специалистами Минобра по образовательным программам. В школах есть урок ОБЖ, но его программу необходимо менять. Я считаю, что в 2016 году мы это сделаем. Мы предлагаем сделать урок “Здоровый образ жизни”», – сообщила журналистам заместитель министра здравоохранения России Татьяна Яковлева. В рамках новой программы эксперты планируют внести дополнения в школьные программы, чтобы обучить детей профилактике различных заболеваний, в том числе самых распространенных – инфекционных, таких как грипп.
Эта тема как нельзя актуальна именно сейчас. От педагогов сегодня часто можно услышать рассказы о том, что дети приходят в школу больными. «Перед уроком ко мне часто подходят дети и говорят, что сегодня не могут заниматься, – отмечает учитель физической культуры Александр Томин. – Причины бывают разные, но сегодня все чаще звучит ответ: потому что утром была температура. Несмотря на плохое самочувствие, родители дают детям жаропонижающие и отправляют в школу».
«При острых респираторных вирусных инфекциях больной опасен для окружающих, причем еще в инкубационный период, до появления симптомов болезни, это один-два дня, и тем более заразен весь острый период, это еще пять-семь дней. В этот период больной активно выделяет вирус при разговоре, чиханье, кашле», – напоминает начальник отдела профилактики заболеваний министерства здравоохранения Челябинской области Ольга Яворская. Кроме того, больной ребенок, отправленный в школу, в несколько раз больше рискует получить осложнения, и тогда справиться с болезнью за отведенные пять-семь дней уже вряд ли получится.
Эксперты рассчитывают, если сами дети будут понимать опасность такого шага, то таких случаев станет меньше, а в будущем, понимая все риски, они не отправят в школу уже своего температурящего ребенка, и не станут заниматься самолечением.
Не менее важно, считают врачи, в рамках такого урока говорить о правильном питании, а также о последствиях пренебрежения им. «Во многих семьях родители просто не могут справиться с капризами своего чада. Если ребенок отказывается есть кашу и суп, а требует чипсов, они сдаются и покупают ребенку желаемое, – отмечает главный диетолог регионального минздрава Людмила Красногорова. – Если же школьнику обстоятельно о вреде чипсов расскажет не мама, а учитель, который считается авторитетом, или врач, есть шанс, что к ним он прислушается».
По словам диетолога, проблема питания в современной России приобретает масштабы бедствия. «У нас есть школы, в которые кейтеринговые компании доставляют обеды. В меню таких школьников иногда входит даже салат оливье с майонезом, что недопустимо», – говорит доктор. По словам эксперта, пищевая индустрия сейчас нацелена только на прибыль, но никак не на здоровье, в том числе детское. «На самом деле питаться правильно гораздо дешевле. Это легко понять, если сравнить стоимость порции каши и порции такого салата», – добавляет Людмила Николаевна.
Сегодня слишком много детей имеют проблемы с лишним весом, с желудочно-кишечным трактом, напрямую связанные с питанием, поэтому такой предмет, по убеждению доктора, действительно необходим в школе. Впрочем, как и более обстоятельный разговор с детьми о необходимости физических нагрузок. Все это стало бы прекрасным дополнением к курсу ОБЖ.
Впрочем, помимо повышения грамотности детей в вопросах здорового образа жизни, минздрав намерен определить основные принципы взаимодействия школьных и медицинских учреждений. «Это должно быть межведомственное взаимодействие: за что отвечает школьный врач, за что участковый, педагоги. Все это надо регламентировать и стандартизировать», – отметила Яковлева. В частности, планируется более детально рассмотреть такие серьезные вопросы, как оказание первой помощи школьникам. Может ли это делать педагог, или он должен позвать школьного врача? Эксперты уверены, все это позволит более четко понимать зону своей ответственности как педагогам, так и врачам.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com