Сложную задачку задала хирургам-травматологам жительница Троицка. Валентина Инкина обратилась в Челябинскую областную клиническую больницу (ЧОКБ), чтобы избавиться от ужасных болей в пояснице и колене. Эндопротезирование коленного сустава, ей казалось, решит проблему. Однако, по мнению специалистов, она таилась совсем в другом месте.
Так сложилось, что Валентина Викторовна – пациент «заслуженный». Болезни ее одолевают с детства, но в свои 52 года сдаваться им она не собирается. В 11 лет перенесенный остеомиелит лишил подвижности тазобедренный сустав. Его фактически не было, а лет шесть назад заныли и другие суставы. «Я уже не могла передвигаться самостоятельно без подручных средств, – вспоминает женщина. – Болела поясница, начались проблемы с коленом, я и приехала, чтобы поменять этот сустав, а Леонид Наумович решил лучше сделать для меня».
Начать лечение с замены коленного сустава – собственно то, ради чего пациентка и пришла к докторам – было абсолютно бессмысленным. Сустав продержался бы очень непродолжительное время, потому что не рассчитан на нагрузку в том положении, в котором находилась сама нога. «Женщина много-много лет мучилась, потому что в детстве по поводу туберкулезного поражения ей было произведено замыкание сустава, что являлось в то время при такой патологии стандартным решением, – вводит в курс дела заведующий отделением травматологии и ортопедии ЧОКБ Леонид Полляк. – В результате наросла деформация, и нога оказалась в положении, сильно препятствующем ходьбе». Говоря простым языком, перекосило все тело: появились боли в пояснице, повышенная нагрузка сказалась и на втором тазобедренном суставе, вызывая его разрушение, резко наросла деформация и в коленном суставе на пораженной ноге. Возник вопрос – как помочь женщине, по какому пути идти и удастся ли убрать боль?
Хирурги попытались вывести ногу в правильное положение, чтобы потом со временем выполнить замену коленного сустава. Однако на перовом этапе это не удалось, потому что возникли дополнительные проблемы. «Пытаясь улучшить ситуацию, мы попали в более сложную: к тому, что уже было, присоединилось формирование ложного сустава в средней трети бедра, – признается доктор и показывает рентген-снимки. – Варианты лечения ложного сустава без устранения других проблем оказались бы тоже несостоятельны». Тогда хирургам пришлось вернуться к первоначальной идее, от которой приходилось отказываться тоже по веской причине. «Наличие ортротеза, замыкания тазобедренного сустава, приводит к выраженной атрофии мышц, и попытки восстановления мышц без восстановления функции безосновательны, – поясняет Леонид Наумович. – За то время, что больная восстанавливала бы мышцы, сустав оказался бы в минусе». Но решение, на счастье Валентины Викторовны, все-таки нашлось! «Мы использовали своеобразный эндопротез, так называемой двойной мобильности, – показывает макет хирург. – Применяется он нечасто, особенность его конструкции помогает защититься от вывиха сустава. А для того, чтобы как-то соединить фрагменты бедра, было использовано специально организованная ножка. Ее удалось установить таким образом, что вся полученная конструкция конечности позволит в будущем, когда пройдет восстановление, перейти ко второму этапу эндопротезирования – теперь уже коленного сустава».
Валентина Викторовна чувствует себя хорошо: с момента операции прошло уже три дня, и доктора советуют вставать и потихоньку нагружать ногу, чтобы заработали все мышцы. Сколько времени потребуется, чтобы они «вспомнили», как нужно ходить и держать ногу в бедре, сказать сложно, но сама женщина полна оптимизма – восстановиться и «прийти за коленом».
«Случаи, когда больному требуется замена не одного, а двух-трех – вот сейчас есть больная, которая пришла за четвертым суставом – уже не редки в нашей практике, – подводит итог заведующий отделением Леонид Полляк. – Есть довольно много больных с таким заболеванием, как ревматоидный полиартрит, который поражает по очереди, или одновременно, все крупные суставы: тазобедренные, коленные, плечевые. И мы заменяем их, чтобы восстановить функциональную пригодность». Такие операции по эндопротезированию считаются высокотехнологичной медицинской помощью и выполняются для больных совершено бесплатно в рамках федеральных квот, однако на этом процесс лечения не заканчивается, а только начинается. «Человек – не кухонный комбайн, в котором если сломалась одна железяка, то ее можно заменить на такую же без проблем, – подчеркивает Леонид Наумович. – Пациентам нужно понимать, что операция – это всегда риск, и с новым протезом так, как могло быть с родным суставом, уже не будет. Нужно менять образ жизни, свое сознание, чтобы искусственный протез служил долго».
Фото: Фото Натальи Малухиной